Новости

Когда роль мамы играет бабушка

Женщине было невыносимо смотреть, когда пятилетний зареванный внук пинал ногами могилу ее сына и кричал «ненавижу». Сын этой шестидесятилетней женщины умер от передозировки наркотиков, а его жена – мама малыша погибла от СПИДа.

Бабушка оформила опеку над внуком, терзаясь чувством вины, что сын ее стал тем, кем стал. И больше всего бабушка боится теперь, что и внук будет наркоманом. И мир рухнет во второй раз. Боится и не знает, что делать. Как растить и воспитывать этого малыша, который за пять лет жизни успел навидаться всякого.

В этом году в Петербурге 77 сирот снова стали отказными. От них отказались опекуны и приемные родители. Большинство «повторников» - как раз такие вот дети, которых взялись воспитывать пожилые опекуны, потерявшие из-за алкоголя или наркотиков своих детей – родителей этих сирот.

По нашему законодательству все желающие стать приемными родителями должны этому научиться. Пройти обязательную Школу приемных родителей, получить заключение специалистов о том, что они могут взять ребенка в семью. Исключение составляют ближайшие кровные родственники ребенка, в том числе и пожилые, для которых школу приемных родителей проходить не надо. Опека оформляется без этого. Кстати, из 77 семей, что дали «повторников», только 20 прошли школу приемных родителей, а остальные семьи – это те самые, с пожилыми опекунами.

Марина Левина, президент благотворительного фонда «Родительский мост» рассказала, что в фонде на сопровождении 55 семей, где бабушки стали опекунами потерявших родителей внуков. Из этих 55 бабушек половина старше 65 лет, 20 – жители блокадного Ленинграда. С одной стороны, они очень хотят вырастить детей, дать им все, что в их силах, но с другой стороны именно они в группе риска по вторичным отказам от детей. Особенно когда ребенок становится подростком. И силы не те, и взаимопонимания нет.

Сейчас Государственная Дума готова изменить закон, чтобы «Школу приемных родителей» проходили все, без исключений. Только вот для пожилых людей это вряд ли станет выходом. «Для каждой такой семьи групповая работа неприемлема, - считает Марина Левина. – Эти бабушки тяжело переживают утрату собственных детей, они нередко плохо идут на контакт, им не нужны лекции «про формирование привязанности» - они их не воспримут.

Для них нужна индивидуальная программа, чтобы понять – сможет ли человек быть опекуном, чтобы «штучно» подготовить его к этому».  И специалистов соответствующих, умеющих работать с такой парой «бабушка-ребенок» тоже надо готовить. С мнением президента «Родительского моста» согласны и в комитете по социальной политике Смольного, в частности, Александр Ржаненков, глава комитета считает, что тема требует особого обсуждения.

В Петербурге сейчас 12187 сирот, из них в семьях живут 10383 ребенка (4661 под опекой, 1864 в приемных семьях, 3858 усыновлены). В сиротских домах живут 1804 ребенка, а в региональном банке данных на устройство в семью находятся сведения о 1858 детях – это самая маленькая цифра за последние годы. Но только в этом году 769 детей в городе остались без попечения родителей. Как правило, это отказ или лишение родительских прав. 

share
print