Истории

А есть ли транспорт?

Лучи ненависти в адрес комитета по транспорту Санкт-Петербурга я направляю каждый раз, когда около полуночи из центра города возвращаюсь домой в Шушары. Петербург - это мегаполис, в котором настолько плохо выстроена работа общественного транспорта, что любой владелец автомобиля предпочтёт пробки и долгий поиск парковочного места ожиданию и толкучке в автобусах, троллейбусах, трамваях, а в каких-то случаях даже и метро.

Из-за такого безобразия в этой сфере вполне логичный и правильный шаг по введению платных парковок в центре города выглядит как издевательство.

Мой взгляд дилетанта на общественный транспорт. Не буду разбираться в докладах контрольно-счетной палаты, в разоблачительных статьях ведущих СМИ города. Пусть все это анализируют профессионалы, а лучше следователи. Я хочу сказать своё слово, как пассажир, как простой потребитель.

Городской общественный транспорт - история абсолютно социальная, но при этом обязательно экономически оправданная. Возможность быстро перемещаться по мегаполису это не только деньги, но и более мобильные, здоровые, довольные своей жизнью люди.

Увы, наземный общественный транспорт пока явно плохая альтернатива автомобилям. Выручают неудобные и не безопасные маршрутные такси коммерческих перевозчиков. В некоторые микрорайоны города в позднее время общественный транспорт просто не ходит, и людям приходится продолжительное время, в любую погоду, по неосвещенным улицам идти к своему дому от ближайшей большой остановки. Такая ситуация, например в Шушарах.

Если ты чуть припозднился, то опасной для жизни прогулки не избежать. Да и автобус в сторону Пушкина придется ждать до получаса, уже затем утромбовавшись, как килька в банку, можно хоть чуть-чуть приблизиться к дому. И как тут отказаться от автомобиля? При том, что перехватывающие парковки как-то совсем в городе «не пошли».

Наша система общественного транспорта застряла в прошлом веке. Чиновников из профильного комитета и ГУПов хватает лишь на то, чтобы поддерживать систему в нынешнем виде. Они словно боятся (или не хотят?) что-то менять, совершенствовать.
Одновременно при сохранении непрозрачности и неэффективности системы пассажирских перевозок регулярно увеличивается субсидия из городского бюджета транспортникам, а также растёт стоимость проезда для горожан. Вот и с нового года очередной «скачок». Цена проезда в наземном транспорте увеличится с 28 до 30 рублей, жетон метро подорожает с 31 до 35 рублей.

Проблема в том, что вместе с неэффективными чиновниками в прошлом застрял и весь город. В метро у нас по-прежнему жетоны, в автобусах и трамваях кондукторы. Транспорт работает до полуночи, хотя ритм жизни петербуржцев давно изменился, и ноль часов уже не время всеобщего покоя и сна. Строительство новых станций метро идет неспешно, и никто не ищет альтернативу, не смотрит на зарубежный опыт, где разные виды транспорта являются частью одной разветвленной сети. В том же Стамбуле метро и скоростные трамваи являются единой системой.

Окраины Санкт-Петербурга, районы, удаленные от метро, оказались практически изолированы от исторического Петербурга. Многие жители этих гигантских новостроек выезжают в центр только по праздникам или если заставят какие-то важные дела. Фактически это поездка в другой город - из Санкт-Петербурга в Санкт-Петербург. Как это ни удивительно - городов совсем не похожих друг на друга. И именно сеть общественного транспорта обязана скреплять город, быть теми самыми артериями, по которым течет жизнь города – люди.

На фоне экономических сложностей и актуальности обеспечения безопасности на транспорте - вопросов немаловажных, не спорю, о качестве обслуживания как-то не принято говорить совсем. Вечно грязные маршрутки, редкие и не самые новые автобусы. Не приспособленные для людей с ограниченными возможностями, родителей с колясками станции метро и трамваи. Из нового обсуждается не нужный городу и явно дорогостоящий даже на этапе проекта аэроэкспресс к Пулково от Балтийского вокзала. Хотя кажется очевидным, что к аэропорту, находящемуся в черте города, целесообразней провести метро, но никак не электричку.

Транспортному блоку нужны перемены, нужны люди с политической волей, которые готовы дать газа на этой уже проржавевшей машине. В данном случае надежда есть.
Например, вице-губернатор Игорь Албин, кажется, из тех чиновников, которым под силу существенные перемены. Но вот возможно ли вытащить эту тяжесть из невских болот на скоростную трассу, большой вопрос 

share
print