Истории

Дело зарыто

Пятимесячный Умарали Назаров похоронен вчера до захода солнца на родине отца – Рустама Назарова в  джамоате Калаи Дашт Файзабадского района. Таджикские власти устранились от этого дела и экспертизу проводить не стали. Депортированная Зарина Юнусова уверена — ее выдворили из России, что бы замять дело.

Как сообщает таджикский информационный портал avesta.tj с утра 16 ноября родственники Умарали встретили в аэропорту Душанбе самолет из Петербурга , на котором прилетела депортированная из России мама младенца Зарина Юнусова, сопровождавшая тело ребенка.
Еще в аэропорту отец Зарины Юнусовой, Саидхуджа Юнусов сказал, что сейчас же Зарину увезут в родительский дом в город Рогун. «Я не знаю, пока будем мы хоронить Умара, или еще нет. Может, понадобится экспертиза», - сказал он. Родственники в аэропорту в течение нескольких часов  ждали официальных представителей властей, ждали, что будет предложена экспертиза.
Махкам Абдуллоев, дядя Рустама Назарова, отца погибшего ребенка, также прилетевший из Петербурга, сказал: «Сейчас мы стоим и ждем. Тело мальчика в машине. Мы хотели бы провести повторную экспертизу, но никого нет. Не знаем, что делать. Подождем немного, а потом уедем. Умарали повезем в кишлак его отца в джамоат Калаи Дашт – это в Файзабадском районе», - сказал тогда Махкам Абдуллоев. 
Родственники не дождались никого и приняли решение – похоронить Умарали.
В аэропорту Зарина Юнусова заявила журналистам, что хотела бы, чтобы люди, повинные в смерти ее сына понесли заслуженное наказание. «Вы понимаете, мой Умарали ничем не болел. Его забрали у меня силой, а потом сообщили, что он умер. Как такое возможно. Почему?», - задалась вопросом Зарина. Она уверена, что решение о ее депортации было принято с одной лишь целью, чтобы скрыть правду о смерти младенца.

Российский адвокат потерпевшей Ольга Цейтлина в Петербурге сообщила, что о решении диаспоры немедленно исполнить вердикт суда о том, чтобы Зарина покинула Россию, она узнала не от представителей диаспоры в Петербурге, а от журналистов. «Слишком много сил и сторон желают скрыть совершенное преступление, пытаются скрыть правду и истину, потерпевшие стали жертвами не только преступления, но и лжи. Но в рамках имеющихся у нас процессуальных возможностей мы будем продолжать защищать их интересы», - сообщила Цейтлина в беседе с корреспондентом «Коммерсанта».

Известно, что еще 13 ноября в Генпрокуратуру  обратился глава президентского Совета по правам Человека Михаил Федотов с просьбой об отсрочке выдворения Зарины Юнусовой для содействия расследованию обстоятельств смерти ребенка. Но решение Городского суда, вступившее в силу 12 ноября, было исполнено спешно.

Известно также, что в Таджикистане специалисты центра судебно-медицинской экспертизы готовы были провести экспертизу тела ребенка, но не получили разрешения местных правоохранительных органов.

И до сих пор защита потерпевшей стороны не получила никаких документов, подтверждающих то, что ребенок умер от генерализованной цитомегаловирусной инфекции.
Защита потерпевшей говорит о том, что цель расследования смерти Умарали не только в том, чтобы выяснить причину смерти ребенка, но и обозначить, открыть для общества проблему – когда от матерей-мигранток отбирают детей, разлучают несовершеннолетних с родителями.

Как пояснила корреспонденту «Моего района» правозащитница Стефания Кулаева, трагический случай с Умарали далеко не единственный, когда несовершеннолетний ребенок был разлучен с матерью.

По полученной Международной Федерацией за права человека (FIDH)  информации, 7 сентября 2015 года сотрудники ФМС задержали гражданку Узбекистана Дилафруз Наботову, которая в тот момент была на 40-й неделе беременности. Вместе с ней задержали и двух ее малолетних детей – 8-летнего Сарварбека и 7-летнюю Махбубу, которые были разлучены с матерью и направлены в приют «Транзит», где находятся в настоящий момент.

Через две недели после задержания, 20 сентября, Дилафруз Наботова родила сына в роддоме №16, после чего ее вместе с младенцем отправили обратно в Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ) Петербурга.  Правозащитники подчеркивают, что в СУВСИГе отсутствуют минимальные условия для содержания беременных женщин, детей, а тем более рожениц и кормящих матерей с грудными детьми – нет столовой, оборудованного место для регулярных прогулок, игровых комнат, не оказывается необходимая медицинская помощь, учреждение переполнено.

15 октября Дилафруз Наботову выдворили из страны с новорожденным сыном. Двое малолетних детей почти два месяца разлучены с матерью и до сих пор находятся в приюте «Транзит», ожидая оформления документов и выдворения в сопровождении сотрудников приюта.

Правозащитники отмечают, что подобная практика нарушает российские и международные нормы прав человека. При задержании малолетние дети были незаконно разлучены с матерью и до сих пор ожидают выдворения отдельно от родителей. Согласно ст. 9 и 10 Конвенции ООН о правах ребенка, запрещается разлучать ребенка с родителями вопреки их желанию, такое разлучение возможно только на основании судебного решения; государство обязано рассматривать дела, касающиеся въезда и выезда из своей территории, позитивным, гуманным и оперативным образом.

Кроме того, нарушена статья 54 Семейного кодекса РФ, где закреплено право ребенка на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства. Кодекс административных правонарушений РФ запрещает административно задерживать беременных женщин и матерей детей до 14 лет (ст.3.9, ч.2 КоАП). При этом женщин – иностранных гражданок, в отношении которых принято постановление о выдворении, лишают свободы и помещают в СУВСИГ, не принимая во внимание наличие у них детей и/или беременность. Это дискриминирует женщин – негражданок РФ и нарушает Российскую Конституцию, устанавливающую равные права для граждан и неграждан. 

share
print