Истории

Эстония - хороша и осенью

Первые школьные каникулы сезона 2015-16 годов пройдут с 31 октября по 8 ноября включительно. Я предлагаю тем, кто не опеределился, отбросить стереотипы, взять детей и показать им Эстонию. Это может быть Нарва на один или Таллин на пару дней. В любом случае, ближняя Европа хороша и не оставит вас равнодушной.

Скажу сразу — я не любитель Финляндии. Некоторые жители нашего города придерживаются мнения, что Петербургу ближе Хельсинки — это их право. Для меня, родившегося в советские времена Эстония куда ближе, чем Финляндия, а Таллин роднее чем Хельсинки, где отсутствует русская языковая среда и совсем чуждый менталитет.

Эстония — это воспоминания детства, а теперь и сравнение того, как можно и нужно избавляться от советских порядков. Возможность убедиться в этом есть у каждого обладателя Шенгенской визы.

Самый удобный способ добраться до Эстонии из Петербурга — это автобус. Регулярные рейсы осуществляют три европейских и один российский автобусный оператор. Практический каждый час, а рано утром и по вечерам и того чаще автобусы отправляются в столицу Эстонии. Стоимость билетов от 800 до 1,5 тысяч рулей в одну сторону.

Автобусные кампании регулярно устраивают распродажи билетов и если следить за акциями, то можно уехать и дешевле. Билеты приобретаются через сайты, так что никаких проблем с их покупкой нет. Автобус идет от 7,5 до 8,5 часов до пункта назначения, в зависимости от пограничных процедур.

Прохождение границы в Ивангороде и Нарве составляет примерно один час. Автобус идет вне очереди, контроль осуществляется быстро и на российской и на эстонской стороне.

Что касается поезда, то до недавнего времени был прямой поезд эстонской компании GO Rail, но он перестал ходить, так как стоимость билета была выше, чем на автобус при сопоставимом времени в пути. Если бы можно было пустить скоростные электрички «Ласточки» и эстонские скоростные поезда из-за желтого цвета именуемые «морковками», то время в пути между Таллином и Петербургом сократилось бы до четырех часов.
Это в случае, если бы пограничный контроль осуществлялся во время движения поезда, как это сделано в Аллегро.

Но на такие условия нам рассчитывать не приходится. Дело в том, что вопрос с пересечением эстонской границы со стороны Петербурга уже давно перешел из плоскости здравого смысла, удобства и экономической целесообразности, в некую другую - долгую и вялотекущую историю политической рефлексии.

Дело в том, что сам погранпереход между Ивангородом и Нарвой был удобен во времена, когда не было массовой упрощенной выдачи виз. Тогда граница была почти пустая и ее пересекали грузовики, немногочисленные автобусы и так называемые «бензовозы» - автомобили VW Passat жителей приграничья, делавших бизнес на разнице в цене бензина.

Ситуация начала меняться с 2006 года, когда петербуржцы, в основном тогда еще с финскими многократными визами начали ездить в Эстонию. Затем и в Таллине смягчили визовую политику по отношению к жителям Петербурга и Ленобласти и поток туристов стал расти.

К этому оказалась не готова граница, с ее мизерной пропускной способностью. Примерно с 2007 года возникли очереди и людям приходилось иногда сутками ожидать проезда. В Нарве была введена электронная очередь для того, чтобы упорядочить поток легковых машин, но все без толку. Маленький погранпереход просто не может переварить всех желающих пройти границу, даже после того, как в 2015 году был открыт новый погранпункт со строны Эстонии.

Еще в 2008 году пошли разговоры о строительстве объездной дороги вокруг Ивангорода и Нарвы с новым мостом через реку Нарва и современным погранпереходом, но пока, дальше заявлений эта тема не продвинулась.

Кроме того в Нарве и Ивангороде есть две крепости. Это уникальное место, когда неприятельские фортификационные сооружения - Нарвская крепость построенная датчанами в XIII веке и принадлежавшая Ливонскому ордену, и русская Ивангородская крепость построенная в 1492 году, стояли друг напротив друга.

Из этого соседства могли бы извлекать пользу и Эстония и Ленинградская область. Туристический маршрут сразу в две крепости - это уникальный продукт. Сюда можно было бы возить иностранных туристов из Петербурга и Таллина. Туризм давал бы занятость местному населению — это такси, ресторанчики и кафе, дополнительные деньги в бюджет, но. В России действует режим пограничной пятикилометровой зоны. Рядом страна НАТО и чтобы «мышь не проскочила» нужно ограничить въезд в Ивангород. Поэтому он и дальше будет депрессивным и закрытым уголком Ленинградской области, а враг, он не пройдет.

Правда люди с действующими визами могут следовать в пограничную зону для проезда на сопредельную территорию. Этим в последнее время очень широко пользуются петербуржцы и жители Ленобласти. Лишенные российскими властями возможности покупать качественный европейский сыр на родине, они ездят за ним в Нарву, где в пешей доступности от границы есть несколько торговых центров со всей возможной санкционкой.

В народе такие вылазки получили название «сырные субботы» или воскресения — кому как удобно. Пешком переходишь мост через речку и ты в Эстонии, а там — пять минут до ближайшего сырного рая.

Тем, кто хочет посмотреть Таллин, рекомендую ехать туда на пару дней. В городе масса мест, где нужно побывать. Советую жителям Петербурга ходить по городу пешком, так как город не большой, а рассмотреть его хорошенько стоит. Помимо старого города обязательно посетите квартал Ротермани. Там новая архитектура очень точно вписана в здания старой промышленной застройки, затем зайдите в башню Толстая Маргарита.

Пройдите по культурной миле, загляните в старую тюрьму, где теперь прибежище художников и дойдите до Морского музея, расположенного в бывшем ангаре для гидропланов. Там осмотрите субмарину Лембит и зайдите на ледокол Суур Тыл. Посетите этнографический музей в Рокка Аль Маре, где за несколько часов можно обойти всю Эстонию и заглянуть в старые сельские дома, школы и магазины. Это для детей.

А для взрослых, в Таллине раздолье для любителей хорошего пива. Осенним вечером посетите кабачки в Старом городе. Войдите с Вирусских ворот или со стороны площади Свободы. Поднимитесь на Тоомпеа (Вышгород) и полюбуйтесь городом со смотровых площадок.

После этого вам захочется вернуться сюда еще раз и узнать этот город лучше. Ведь очень близко от нас в 380 км от Петербурга находится маленький, уютный и загадочный, старый и новый, тихий, и теплый даже долгой зимой — Таллин.  

share
print