Истории

Искусство и война

Фотовыставка «Здесь живут люди» открылась 17 октября 2015 года в реставрационно-хранительском центре Государственого Эрмитажа «Старая Деревня». Автор работ — фотограф «эрмитажного пула» Александр Чиженок, побывавший во многих горячих точках. Эти снимки он делал зимой-осенью 2014 года на Украине, создав своего рода хронологию раскола страны.

«Это очень знаковое решение для Эрмитажа, открывшего двери для документалистики, для работ, которые не являются произведением искусства, но отражают то, что происходит в умах и в мире. Думаю, что эта традиция продолжится, уже на более высоком уровне», - так комментирует выставку сам фотограф.

Директор музея - Михаил Пиотровский в своем вступительном слове будто немного оправдывался: «Это репортажная фотография, которая может стать, а может и не стать искусством — как покажет время. Отчасти это и знак уважения нашим СМИ, всегда поддерживающим музеи».

На самом деле, дополнительных объяснений объяснений можно было и не давать. Даже в области литературы документалистика вытесняет беллетристику — что и воплотилось в последнем награждении Нобелевского комитета. Фотография же настолько «документальный» жанр, что отличить художественный снимок от репортажного часто можно только интуитивно.

Действительно, каждая в отдельности фотография Чиженка из 33 не поражает, не захватывает моментально, как, скажем, знаменитые фото Эдди Адамса из Вьетнама или Стива Маккари из Афганистана. Разве отчасти то, где мать и дочь обнимаются у КПП в Донецке, а позади стоит ополченец, скрывающий лицо маской с изображением черепа.

Вместе же эти снимки создают ясную хронологическую картину. Здесь мало крови, погромов и войны, которых мы много видели раньше. Основной мотив — отдельные люди и толпы. Как будто объектив шарит по бунтующей толпе в Киеве или ликующей в Донецке, а потом выхватывает из толпы чье-то лицо или какую-то сцену и дает отдельным снимком. События приобретают еще одно измерение, как в фильме «Фотоувеличение» — не всегда причем согласно замыслу самого фотографа.

«Я был там как журналист, как репортер, который должен прежде всего принести объективную информацию. У меня при этом не было задания ни от кого», - говорит Чиженок.

Но зритель, пришедший на выставку, несомненно займет какую-то сторону. Одни, увидев снимки, говорили, что фотограф «за наших», другие — что «за украинцев». Когда произведение сообщает зрителю больше, чем задумывал сам автор, когда зритель становится со-творцом произведения, это и есть - искусство. В Эрмитаже его показывать совсем не стыдно.

«В нынешней журналистике очень много бесчеловечного. С той и с другой стороны идет прессинг пропаганды, - говорит начальник историко-информационной службы Эрмитажа — историк Юлия Кантор. - (Историк и журналист) более всего зависимы от политической конъюнктуры, требующей от журналиста стать пропагандистом, а от историка — идеологом. Защитить эти профессии... сохранить факты, превратив их в экспонаты, способна только культура. Музей».

Чиженок после открытия прочитал лекцию о своей работе, где продемонстрировал еще множество фото: из Афганистана, из Чечни, Абхазии. Были украинские фотографии, не вошедшие в экспозицию. Несколько из них — с похорон людей, погибших во время крымских событий. Тогда, напомним, погибло всего двое: крымский казак и украинский военнослужащий. Их отпевали и хоронили вместе, гробы стояли рядом, рядом шли процессии казаков и нацгвардейцев.

«Если бы это показали по российскому телевидению, был бы лучший эффект, чем от большинства пропагандистских репортажей», - считает фотограф.

Тем не менее, этих снимков нет на выставке. Видимо потому, что похороны были так или иначе спектаклем, никого эта акция не примирила. А настоящая жизнь, которую мы видели на выставке, развивается более неожиданно и неотвратимо. 

share
print