Истории

Нужно ли стоять за родиной

Почему получение российского гражданства превращается в полосу необязательных препятствий.

В январе у ворот центрального УФМС по Петербургу, что на Лесной, охранник указал мне на «группу товарищей»: «Вам туда, там очередь». У ворот мерзли желающие получить квоту на временное проживание в России – она выдается только в центральном офисе. Без квоты не получить гражданства.

Выяснилось, что я в этой очереди 544-й. «В неделю проходит 50 человек» - рассказал один из очередников.

Каждую пятницу и вторник я должен был приходить на перекличку и отмечаться в очереди, которую контролировали подозрительные люди. Попытка пройти в УФМС, разобраться, провалилась. Охранник остановил у ворот: «Не положено. Если я вас сейчас без очереди пропущу, начнется бунт».

Два месяца по два раза в неделю я приходил отмечаться. За это время здесь случилось несколько драк. Некоторые очередники, стоявшие за мной, неожиданно оказались в числе первых. По слухам, такой «взлет» стоит 40 тысяч рублей.

К середине марта я оказался в сотне. Прошел слух, что квота на этот год уже заканчивается. Моя знакомая, тоже стоявшая в очереди, пригрозив охраннику жалобой и написав несколько заявлений, прошла напрямую к начальнику отдела УФМС.

«Граждане Казахстана могут приходить во вторник без всяких очередей!» – огорошил начальник. Этой информации нет даже в консульстве Казахстана.

В следующий вторник молодой человек уже объяснял мне, как получить гражданство РФ.

«У вас есть близкие родственники в Петербурге, значит, вы идете по упрощенной схеме, - сказал он, - Кто у вас здесь из родственников? Бабушка с дедушкой? Нет, они не считаются».

«Как это? Бабка с дедом считаются!» - не согласна консультант из соседнего окна. Два консультанта по получению гражданства РФ увлеченно спорили несколько минут.

Разногласия среди сотрудников миграционной службы – притча во языцех. Недавно в Казахстане один из чиновников обмолвился, что страна, возможно, разорвет с Россией договор об упрощенном гражданстве. Эта новость облетела информационные агентства, а через неделю в районном отделе УФМС у женщины отказались принимать документы на гражданство. Она обратилась в центральное управление - там подтвердили, что договор в силе. В районе документы приняли только через две недели, после того, как президент Казахстана официально уверил, что ничего расторгать не будут.

Тем временем, консультанты пришли к выводу, что бабушка с дедушкой – родственники близкие.

«Вам совсем не сюда надо, - улыбается мой консультант. – Идите в отдел УФМС по месту будущей прописки. Квота на проживание не нужна, просто миграционная карта».

«То есть, все это время я здесь зря стоял?» - «Получается так».

«Очередь – инициатива самих людей»

    Дарья Новикова,
пресс-секретарь УФМС по Петербургу и Ленинградской области:

«Никакой очереди на разрешение временного проживания по спискам изначально не должно было возникнуть. Мы принимаем граждан только в порядке живой очереди. То, что люди создали списки – это их инициатива. Контролировать такую очередь - не в наших силах и компетенции. Для этого привлекали представителей диаспор. Насколько они справились, судить сложно.

Начальник отдела не раз выходила к людям, рвала списки, но они возникали снова. Возможно, люди отдавали деньги за продвижение в списке, но это был их выбор. В УФМС в таком случае жаловаться не имеет смысла.

В итоге мы сделали прием для граждан разных стран в отдельные дни и в разное время. И очередь практически исчезла.

Мы получили опыт. В этом году квота на Ленобласть была на тысячу человек больше, чем в прошлом, поэтому и возникли такие очереди. В следующем году их не должно быть.

Сейчас и проход в здание УФМС свободный. Раньше охрана была необходима, ведь если пустить всех в здание, поднялся бы галдеж, выяснение отношений.

Споры между двумя консультантами я бы не назвала закономерным явлением. Такие случаи редки. В нашей системе часто меняются законы, выходят разные постановления и приказы. Бывает, что какие-то распоряжение доходят не сразу, для этого требуется время, и возникают противоречия.

История со словами казахстанского чиновника объясняется просто: если есть информация о разрыве договора, то мы должны его ожидать. А взять у человека документы, а потом вернуть их, сославшись на разрыв, тоже не правильно».

Справка «МР»

Сайт УФМС по Санкт-Петербургу и ЛО: ufms.spb.ru.
Телефон для справок 576-05-98.
share
print