Партнерский материал

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ПАМЯТНИК «ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР»

С 4 октября по 15 ноября 2015 года в Концертно-выставочном зале «Смольный собор» работает выставка греческого иконописца Манолиса Бетинакиса «Нерукотворённые те образа…».

Россия и Греция, Крит. В течение многих веков между нами существовали тесные культурные связи. Уже в XII веке русские паломники посещали святыни острова. Вопросы культурных контактов неоднократно обсуждались на научных конференциях в Москве и Ираклионе, им было посвящено несколько выставок на Крите и в России.

 Выставка «Нерукотворенные те образа…» является логическим их продолжением. Ее новизна и особенность в том, что она знакомит с художником, работающим сегодня, но при этом демонстрирующем в своем творчестве глубинные связи с традициями древней критской школы.

Выставка «Нерукотворённые те образа…» дарит уникальную возможность увидеть работы Манолиса Бетинакиса, собранные воедино из разных церквей и монастырей острова Крит. Она представляет собой 41 произведение, куда вошли иконы, несколько фресок и две мозаики. Работы охватывают почти 30-летний период творчества иконописца. Произведения представлены в окружении многочисленных фотографий с пейзажами той части острова, где расположено большинство храмов, расписанных художником. Они – документальный рассказ о жизни и работе иконописца, точно передающий своеобразную атмосферу его родных мест.

            Бетинакис редко покидает Крит. Он здесь укоренён, навечно связан с жизнью острова и с жизнью церкви. Он родился в Ираклионе в 1946 году в семье священника и с ранней юности начал учиться основам иконописи у мастера Георгия Манусакиса. А в 23 года уже открыл собственную мастерскую.

            Особенность образов, создаваемых Бетинакисом, - глубочайшая напряженность, сосредоточенность и строгость в сочетании с яркой, насыщенной цветом палитрой. Он не пишет иконы по готовым прорисям. Он создаёт собственный рисунок на грунте иконы, нанося его карандашом или кистью. Затем накладывает на фон золото, следом пишет одежды, архитектуру или пейзаж и, наконец, лики и руки. После завершения покрывает икону лаком.

            Вся его жизнь – постоянный и неустанный труд, а опора – семья, разделяющая с ним и тяжесть болезни, и радость спасительного труда. Сегодня он почти лишен способности передвигаться и дышать без помощи специального аппарата, но работает каждый день по 5-6 часов - вопреки болезни и обстоятельствам, вопреки всему, что обычному человеку кажется непреодолимым. Впрочем, жизнь и работа для него одно и то же. Одно без другого невозможно. Работа – это нескончаемая молитва, воплощаемая в образах духовной реальности. Она вершится изо дня в день и сливается с вечностью…

 

share
print