Истории

Премьеру новой версии «Красной Жизели» представят в Петербурге

21 и 22 сентября в Александринском театре состоится премьера новой хореографической версии спектакля Бориса Эйфмана «Красная Жизель».

Известная ценителям танца всего мира постановка на музыку П. И. Чайковского, А. Шнитке и Ж. Бизе возвращается на сцену после нескольких лет отсутствия в репертуаре Санкт-Петербургского государственного академического театра балета.

Красная Жизель» была создана Борисом Эйфманом более 18 лет назад. Спектакль посвящен судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой. Драматичная история великой танцовщицы, которая попала в водоворот революционных событий, эмигрировала из России и, пройдя череду личных драм и потрясений, оказалась в стенах лечебницы для умалишенных, была тонко прочувствована и виртуозно поведана Эйфманом. Средствами уникального пластического языка хореограф передал трагедию беззащитности обладательницы блестящего дара перед ударами судьбы, гнетущими воспоминаниями и страхами. На протяжении многих сезонов спектакль с триумфом исполнялась на престижных сценах Америки, Европы и Азии, неизменно вызывая восторженные отзывы зрителей и ведущих театральных экспертов. Известный американский критик Октавиа Рока писал: «Красная Жизель» по своему драматизму – один из великих балетов 20-го века».

Несколько лет назад спектакль выпал из репертуара Театра. Однако в 2015 году Борис Эйфман возрождает свой знаменитый балет, перерабатывая и совершенствуя его хореографический текст. «Я поставил «Красную Жизель» почти два десятилетия назад. Это значительный срок, за который мною и моей труппой был проделан серьезный путь развития и открыты новые выразительные и исследовательские возможности психологического балета. Возрожденная «Красная Жизель» - не воссоздание старой постановки, а ее переосмысление, отражающее художественную и идейную эволюцию нашего театра», - подчеркивает хореограф.

Была обновлена и сценография спектакля. Зрители увидят костюмы и декорации известного театрального художника Вячеслава Окунева, созданные специально к премьере в Санкт-Петербурге. Представят балет артисты, ранее неоднократно выходившие на сцену в «Красной Жизели», а также молодые танцовщики труппы Эйфмана, которые не участвовали в прежней версии постановки.

Отметим, что в сезоне 2014-2015 гг. новую редакцию спектакля о гениальной балерине смогли оценить австрийские зрители и критики: в апреле постановка была с необыкновенным успехом показана в Венской народной опере (Volksoper Wien) в исполнении артистов Венского государственного балета (Wiener Staatsballett). Wiener Zeitung, одна из наиболее авторитетных европейских газет, назвала новую «Красную Жизель» «роскошным оммажем Спесивцевой». Еще одно ведущее австрийское издание, Kronen Zeitung, исчерпывающе охарактеризовало постановку как «балетный шедевр».

Борис Эйфман о «Красной Жизели»:

«Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века. Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход.

Спесивцева была гениальной Жизелью. Балерина настолько глубоко погрузилась в мир своей героини, что ей уже не хватило сил вернуться обратно, в реальную жизнь: судьба Жизели стала и ее судьбой. Но роковую роль в жизни Спесивцевой сыграло и то, что, будучи прима-балериной, она оказалась вовлечена в кровавые события революционного Петрограда, и этот красный знак, как знак судьбы, преследовал и мучил её. Эмиграция принесла не только разочарования — как творческие, так и личные — но и наполнила жизнь Спесивцевой еще большими трагедиями, что привело, в конечном итоге, к катастрофе.

Создавая этот спектакль, мы хотели, чтобы балетный театр отдал дань памяти Ольге Спесивцевой — великой балерине с трагической судьбой».

share
print