Истории

Евгений Федоров: Многих из нас СМИ рисуют врагами, и люди в этом солидарны

Два музыканта — Олег Нестеров и Евгений Федоров — беседуют о политике, панках и внутренней свободе.

В библиотеки имени Маяковского 30 августа прошли «Августовские диалоги». В обсуждении с необычным названием «Диалог в четыре руки» принимали участие музыканты: Олег Нестеров - лидер московской группы «Мегаполис» и Евгений Фёдоров - лидер российской группы «Zorge». Вёл встречу Николай Солодников. Название беседы несёт в себе глубокий смысл - диалог Баха и Генделя в фильме «Ужин в четыре руки» - и поднимает вопрос контраста жизненных позиций музыкантов.

О политике

Евгений Фёдоров: Я прошёл несколько этапов: первая стадия длилась довольно долго, с 2000 года до 2007 года, когда я постоянно на концертах декларировал политические вещи. Считал, что я обязан это делать, поскольку меня это волнует. Но мои коллеги по сцене попросили этого не делать, потому что у каждого разная политическая позиция. Моя позиция такая: я всячески пытаюсь участвовать, скромно, негромко, без заявлений политических со сцены. Но что касается частной жизни, то я позволяю говорить всё, что я думаю. Теперь я разграничиваю, потому что не всегда с тобой единомышленники, не всегда ты можешь отвечать за тех людей, кто с тобой на сцене.

Олег Нестеров: Общественные процессы - это всегда проекция нашего внутреннего мира. Для меня всегда интересны не экраны, а «лампочки» - то, что у человека внутри. Художник должен работать с этими «лампочками». Для себя эту ситуацию я уяснил, когда смотрел разрешённый советский фильм «Доживём до понедельника». Где учитель истории Мельников, которого играет Тихонов, не может преподавать по «фальшивым» учебникам, он собирается уходить из школы. Но когда приходит на последний урок, понимает, что преподавать по новым учебникам не станет, но будет рассказывать детям то, что считает нужным. Для меня это такой живой пример.

Об Иосифе Кобзоне

Евгений Фёдоров: Есть такое простое русское слово как «лицемерие». Все играют роли. Здесь очевидна ситуация с раздвоением. То есть, где-то роль, а где-то - две.

Олег Нестеров: Я к этой истории отношусь по-библейски. Есть такая молитва «Отче наш», там всё про это сказано. Никто никого не заставляет смотреть и «зомбироваться». Я считаю, что дело художника - по капельке переманивать на нашу поляну и играть не в бокс, а в нарды, где мы сильнее.

О солидарности

Евгений Фёдоров: Наблюдал прекрасный пример солидарности - многих людей видел на несанкционированном митинге «Народный Собор». Люди собираются для того, чтобы «замочить» какого-нибудь врага, и многих из нас СМИ рисуют врагами, и люди в этом солидарны. Очень хитрые и талантливые манипуляторы используют солидарность для того, чтобы держать на стороже, так называемую, пятую колонну. Солидарность есть, просто она не так управляется.

Олег Нестеров: В энциклопедии о Гражданской войне очень много неизвестных фотографий. И очень много лиц. Эти люди с прекрасными лицами, которых скоро не будет, друг друга все перебьют. Что-то стало происходить в городе, и все как с цепи сорвались. Это очень беспокойно. Когда вы посмотрите на эти лица, то вы увидите и одну, и другую сторону.

Федоров и Нестеров фото: http://vk.com/open_lib

Об эмиграции

Евгений Фёдоров: Мы провели значительное время в Грузии, но это не было эмиграцией. Это было климатическим убежищем. Мысли об этом появляются, но «валить» я хочу на Север Карелии или в Юго-Восточную Сибирь - на родину моих предков. Но это территория России. Просто иногда хочется убежать из города в какую-нибудь чистую и спокойную жизнь.

Олег Нестеров: Когда писатель пишет роман, это линейно-разматывающаяся история. Есть замысел, его воля. Есть деепричастные ходы и ответвления. Поэзия - это всегда ритм и рифма. Есть воля и есть замысел у поэта, но каждый раз он впускает в процесс случай. Поэзия при всей этой кажущейся несвободе, вынужденной рифме точнее описывает суть мироздания. Наша с вами жизнь - индивидуальное стихотворение. Это один момент. Однажды я увидел картину с тремя лепестками, уходящими в бесконечность. Один лепесток - духовный опыт, второй - гены, способности, третий - среда, «здесь и сейчас». И это рулетка, при любой ситуации всё это должно искрить. Если нет, то, значит, ты свою жизнь не очень хорошо прожил. Когда меняешь среду, то есть шанс изменить своё персональное стихотворение. А художника среда со знаком «минус» мотивирует лучше, чем среда со знаком «плюс».

О панках

Евгений Фёдоров: Как сказал один мой приятель: «Панк - это не облёванный ПТУшник, панк - это элитарное безобразие». Я под этим подписываюсь абсолютно. То, что мы делаем в оркестре «Оптимистика», - это способ быть панком, делать всё наоборот. Панк - это противостояние чему-то. Поиск свободы, и просто стремление быть личностью.

О врагах

Олег Нестеров: Внутренняя опасность - самый страшный враг. Внешних врагов для художника нет. Если внутренний враг победил, то нет больше художника. Человек ещё живёт, а художника нет.

О принуждении к творчеству

Евгений Фёдоров: Я хватаю инструмент всегда, когда его вижу. Не представляю, зачем нужно заставлять, это же такое удовольствие, счастье. Это наркотик, к нему привыкаешь и уже не отвыкнешь.

Олег Нестеров: Женя прав: творческий акт - абсолютное счастье. Не делать этого нельзя, потому что ты должен немедленно воплотить то, что у тебя внутри бродит.
 

share
print