Истории

Из Петербурга исчезнут маршрутки?

Весь общественный транспорт Петербурга в перспективе станет социальным. Комитет по транспорту готовит документы, которые изменят баланс сил в сфере общественного транспорта. Корреспондент «МР» выяснил суть предстоящих перемен.

Бег на месте

Не так давно в сфере пассажирских перевозок начались серьезные перестановки. 13 июля был принят ФЗ №220, который впервые законодательно разделил маршруты на два вида: с регулируемым и нерегулируемым тарифом. К первым относится социальный транспорт, ко вторым – коммерческий. Причем закон дает регионам право отказываться от одного из видов. В Петербурге пока будут функционировать оба, но долго ли?

Согласно информации, которой с «МР» поделились в комитете по транспорту, за первое полугодие 2014 в ГКУ «Организатор перевозок» поступило 3007 жалоб на маршрутное такси. В первом полугодии 2015 цифра почти не изменилась – 3021 жалоба.
Пресс-секретарь комитета по транспорту Ольга Гнездилова объяснила, с чем это может быть связано:

— С одной стороны, мы активно информируем жителей о возможности жаловаться. «Подсовываем» телефон, по которому можно позвонить. Мы открыты для жалоб. С другой, чего лукавить, — коммерческий транспорт в Петербурге далек от совершенства.

На что жалуются

— Чаще всего жалуются на хамское поведение, — признается сотрудник ГКУ «Организатор перевозок». Именно они принимают все жалобы пассажиров на общественный транспорт. Второе место по числу жалоб делят водители, не выдающие билеты и отказывающиеся принимать в качестве оплаты карту «Подорожник».

— Все жалобы обрабатываются и передаются перевозчикам, — уверяет Ольга Гнездилова, — Перевозчики обязаны ответить в определенный срок. Если меры транспортной компанией принимаются адекватные и ответ не похож на отписку – его направляют подателю.
Однако стоящее на месте число жалоб дает основания полагать, что сервис у маршруток не становится лучше. Делу не помогает даже депремирование водителей. А значит что-то пора менять.

Новый закон

В комитете по транспорту верят, что проблему исправит новое законодательство. До конца года будет разработан региональный закон, соответствующий федеральному. В нем, в том числе, будут прописаны требования к перевозчикам, работающим на маршрутах с нерегулируемым тарифом. Это должно закрепить стандарты качества и улучшить сервис.
Но самое интересное не это. В ближайшем будущем на все социальные маршруты будет проводиться строжайший конкурс по закону о госзакупках, по итогам которого с лучшими перевозчиками будет заключен госконтракт. Перевозчики с запятнаной репутацией (часто попадающие в ДТП, проваливающие ревизорские проверки или получающие слишком много жалоб) отсеиваются. То есть, постепенно перевозчики, оказывающие наилучшие услуги, будут переходить на некоммерческую основу.

Председатель комитета по транспорту Александр Воробьев признал: есть риск, что в конкурсах по социальным маршрутам негосударственные перевозчики будут участвовать неохотно.«Для того, чтобы переломить эту ситуацию, в Комитете в течение 1,5-2 лет будут разработаны новые условия финансирования: и для государственных, и для частных предприятий будут установлены единые доходные и расходные ставки», — приводит его слова официальный сайт Комитета.

Некоммерческое будущее

Госконтракты не рассматриваются как панацея. Это лишь шаг к полному переходу общественного транспорта Петербурга на некоммерческую основу.

Ольга Гнездилова рассказала о планах комитета по транспорту:
— Мы стремимся к тому, чтобы 100% общественного транспорта в Петербурге стало социальным. Практика показывает: социальный транспорт работает с меньшим количеством нареканий, чем маршрутки. Причем на социальных маршрутах работают и государственные, и негосударственные компании. То есть, главное – не перевозчик, а стандарт качества. Но для того, чтобы это сейчас сделать, нужно по самым скромным подсчетам около 20 млрд рублей. Закупка транспорта, обеспечение субсидий...Каждый год несколько коммерческих маршрутов становятся социальными. Но процесс, конечно, не массовый.

Когда ждать перемен?

Что касается сроков, ясности пока мало. Известно, что до конца года вместе с региональным законом о перевозках будет принят Документ планирования. В нем будут отражены все городские планы на транспортное будущее. Какие маршруты станут социальными, в каком количестве и когда. Планы будут составлены на несколько лет вперед. Таким образом, правительство города будет поступательно выводить маршрутки из обихода. Это значит, что со временем петербуржцы смогут пересесть на некоммерческий транспорт, пользоваться всеми причитающимися льготами и забыть о жалобах, порожденных маршрутками. Но о том, когда же наступит это время, мы узнаем лишь с принятием всех необходимых документов.
Стоит также отметить, что Комитет по транспорту уже поднимал тему замены коммерческого транспорта на социальный в апреле прошлого года, однако тогда от проекта о единовременной замене отказались из-за дефицита бюджета.

Кстати 

В Петербурге работают 329 «социальных» и 297 «коммерческих» автобусных маршрутов, а также 45 троллейбусных и 42 трамвайных. Перевозки по ним осуществляют 17 транспортных компаний: 2 государственные – «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» - и 15 негосударственных.

В случае, если вы встречаетесь с недобросовестной работой водителя и/или перевозчика, следует выполнить одно из следующих действий:

- сообщить по телефону справочно-претензионной службы СПб ГКУ «Организатор перевозок» 576-55-55;
- оставить сообщение на сайте СПб ГКУ «Организатор перевозок», заполнив специальную форму для обращений www.orgp.spb.ru/predl.html;
- направить обращение в комитет по транспорту [email protected].
В обращении необходимо указать номер маршрута, время и место совершения нарушения, бортовой номер автомобиля.
 

share
print