Истории

Тайны и мифы мостов Петербурга

В Петербурге более 300 мостов, "МР" узнал тайны самых известных из них.

http://www.russianlook.com/

Дворцовый мост

Говоря о мостах, конечно, невозможно обойти вниманием самый известный из них-Дворцовый, соединяющий Центральную часть города и Васильевский остров. У знаменитого петербургского символа длинная история. Сначала на его месте находился лодочный перевоз. В 1850 году Санкт-Петербургский биржевый комитет обратился к царю с просьбой перевезти к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост для обслуживания торгового порта ( ранее мост соединял Сенатскую площадь и Университетскую набережную). В августе 1853 разрешение на перемещение было получено. Управление проектом поручили инженеру И.К. Герарду. К 10 декабря 1865 года мост обрел свое название, но не постоянное место. В 1896 году мост решили сместить вниз по течению Невы из-за создания озеленённой площадки перед западным фасадом дворца. По окончании работ 23 декабря 1897 года мост был торжественно освящен и открыт для транспорта и пешеходов.

Существует миф, согласно которому раньше перила моста были украшены изображениями двуглавых орлов. Согласно легенде, после революции эти перила были сброшены в воду

Окончательный облик Дворцового моста связан с 1911 годом. 5 февраля был подписан договор с Обществом Коломенских заводов о строительстве чугунного моста. Новая ( и теперь уже постоянная переправа), построенная по проекту А.П. Пшеницкого, была открыта в 1916 году; ряд декоративных элементов был закончен лишь в наши дни. Существует миф, согласно которому раньше перила моста были украшены изображениями двуглавых орлов. Согласно легенде, после революции эти перила были сброшены в воду. Однако это не так. А.П. Пшеницкий действительно собирался украсить мост изображениями орлов, но свои декоративные элементы символ города начал обретать только 1939 году. Пусть с постройкой моста связана почти детективная история, он стоил потраченных на него сил. Дворцовый мост-действительно величайшее украшение нашего города.

Длина: 260 м.
Ширина: 27,7 м.

Адрес: Набережная большой Невы; на оси Дворцового проезда и Биржевой площади.

http://photo-day.com/

Поцелуев мост

Петербург-город красивых сказок и романтики. Гуляя со своей второй половинкой по городу, не поленитесь дойти до Поцелуева моста. Изначально он состоял из нескольких досок, переброшенных через Мойку. Сейчас же это один из старейших чугунных мостов, соединяющий Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Арочная переправа, украшенная четырьмя гранитными обелисками с фонарями, была построена в 1808-1816 годах по проекту В.И. Гесте. Облик моста с 19 века не изменился. Говорят, что в старину мост служил местом прощаний. На нем моряки дарили прощальные поцелуи своим подругам, осужденные в последний раз обнимали родных перед казнью. Существует легенда, согласно которой на мосту назначали встречи влюбленные, вынужденные скрываться от посторонних глаз. Возможно, что настоящая причина столь нежного названия моста гораздо прозаичнее. В 18 веке неподалеку находился трактир с необычным названием «Поцелуй», принадлежащий купцу по фамилии Поцелуев. Быть может, название известного трактира со временем перекинулось на близлежащий мост. Так или иначе, все-таки попробуйте перед расставанием поцеловать предмет симпатии на мосту: магия этого место поможет вам непременно повстречаться вновь.

Длина: 41,5 м.
Ширина: 23,5 м.

Адрес: ул. Глинки д.1

http://turik.ua/

Благовещенский мост

Порой туристы считают, что первый постоянный мост через Неву-Дворцовый. Однако мы уже выяснили, что с этим величавым строением все было не так просто. Право гордо именоваться первой постоянной переправой через реку заслужил открытый 12 ноября 1850 г. Благовещенский мост. Над созданием моста трудились многие: архитектор А.П. Брюллов, инженер-майор С.В. Кербедзу, американский инженер Дж. Уистлер. Нет ничего странного в том, что создание переправы не было целиком поручено одному человеку. Постройка моста была связана со многими трудностями. Колебания уровня реки, ее глубина и быстрое течение мешали быстрому сооружению оснований для опоры. Для работ были созданы новые машины и механизмы, часть оборудования для строительства пришлось заказать из США, а общее число рабочих достигало полутора тысяч.За годы своего существования мост успел поменять не одно название. В проекте он значился как Невский. После постройки мост был назван Благовещенским, в честь располагавшейся по левую сторону Благовещенской площади и церкви с одноименным названием. После смерти императора в 1855 году переправу начали именовать в честь Николая Первого. В 1918 году мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, и лишь 14 августа 2007 года ему возвратили изначальное название.

Построить мост, соединяющий Адмиралтейский район Петербурга с Васильевским островом, было очень непросто. Может, поэтому с постройкой моста связана легенда, согласно которой император Николай Первый обещал Кербедзу повышение в звании за каждый построенный пролет

Построить мост, соединяющий Адмиралтейский район Петербурга с Васильевским островом, было очень непросто. Может, поэтому с постройкой моста связана легенда, согласно которой император Николай Первый обещал Кербедзу повышение в звании за каждый построенный пролет ( всего их у моста 8). Это, разумеется, не так. Но любопытный миф до сих пор живет в сердцах обитателей Северной Пальмиры.

Длина: 331 м.
Ширина: 37 м.

Адрес: Английская набережная д.38

mg-fotki.yandex.ru

Банковский мост

Один из любимых мест горожан-Банковский мост, окаймляющий берега канала Грибоедова. Мост был построен в 1825-1826 годах по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и В.А. Христиановича. Руководство по строительству моста взял на себя полковник Е.А. Адам. Свое название мост получил из-за находящегося рядом здания Ассигнационного банка. Интересен тот факт, что Банковский мост является одним из трех сохранившихся в городе подвесных пешеходных мостов. Особый шарм мосту придают скульптуры крылатых львов (грифонов), (автор П.П. Соколов). Скульптуры не только украшают его, но и скрывают от любопытных глаз удерживающие мостик приспособления. Согласно древнегреческим мифам, грифоны являются хранителями золота. Поэтому нет ничего странного в том, что этих потрясающих существ разместили именно на Банковском мосту. Если вы хотите улучшить свое финансовое положение, попросите об этой услуге одного из грифонов. Не забудьте положить возле его лапы монетку. Думаю, это плата невелика по сравнению с тем могуществом, которое могут даровать эти фантастические чудища. Если финансы вас не сильно беспокоят, то все равно не поленитесь дойти до Банковского моста. Говорят, что грифон может исполнить самое заветное желание. Для этого достаточно потереть его левое бедро. Причем важно потереть именно ту лапу, которая находится ближе к Казанскому собору.

Длина: 25,2 м.
Ширина: 1,9 м.

Адрес: набережная канала Грибоедова, д. 29

Если вы хотите улучшить свое финансовое положение, попросите об этой услуге одного из грифонов. Не забудьте положить возле его лапы монетку. Думаю, это плата невелика по сравнению с тем могуществом, которое могут даровать эти фантастические чудища. Если финансы вас не сильно беспокоят, то все равно не поленитесь дойти до Банковского моста. Говорят, что грифон может исполнить самое заветное желание. Для этого достаточно потереть его левое бедро. 

https://ever.trave

Иоанновский мост

Самый известный мост, первый каменный…А какой мост был вообще построен самым первым? Для ответа достаточно открыть любой исторический справочник. Первый мост Санкт-Петербурга-Иоанновский. Его история началась в 1703 году, вместе с заложением Петропавловской крепости.Давным давно, когда мост был деревянным и соединял крепость с Петроградским островом, его называли Петровым. Мост был перестроен в 1887 году. В тот же год его переименовали в Иоанновский, в честь отца Анна Иоанновны. Следующая реконструкция была произведена в 1953 году, под руководством инженера П.В. Баженова и архитектора А.Л. Рогача. В двухтысячных годах мост окончательно стал таким, каким мы его знаем - были восстановлены фонари, отреставрированы украшающие перила двуглавые орлы. В мае 2003 года, возле защищающей мост от ледохода сваи была установлена скульптура зайчика, выполненная С.Петченко. Скульптура стала талисманом Иоанновского моста. Считается, что появления зайчика связано с одной старинной историей. По легенде заяц, спасшийся от наводнения, прыгнул прямо на сапог Петру Первому. Теперь счастливчик охраняет город от стремительных повышений воды, словно упрашивая стихию быть к Северной Венеции помягче. Зайца можно попросить и об удаче в личных делах-достаточно бросить на его деревянный постамент монетку.

Длина: 152 м.
Ширина: 10 м.

Адрес: Кронверкская набережная

http://content.foto.mail.ru

Аничков мост

С каменным трехпролетным мостом на Фонтанке многие начинают знакомиться еще в детстве, ведь он находится совсем рядом с Городским дворцом творчества юных. Конечно, речь идет об Аничковом мосте, переброшенном через реку в 1785 году. Мост назван в честь подполковника М. Аничкова, чей батальон во времена Петра Великого размещался за Фонтанкой в Аничковой слободе. Современный, всеми любимый мост, далеко не сразу обрел привычный нам облик. До 1712 года никакого моста и в помине не было, а Фонтанка называлась Безымянным Ериком. В 1716 году, по приказу Петра Первого, на месте Аничкова моста появился мост деревянный. Дважды он перестраивался: сначала оделся в гранит, потом был реконструирован, т.к. старый мост не выдерживал увеличивающегося транспортного потока. Нынешний вид мост обрел в 1841-1842 годах. Появились перила с изображениями морских коньков и русалок, выполненные по рисункам берлинского архитектора К. Шинкеля, замерли в борьбе бесстрашные укротители и их кони, выполненные П.К. Клодтом. Со скульптурными композициями «Человек, укрощающий коня» связано множество историй.

Существует предание, согласно которому, во время одной из конных прогулок императора Николая Первого, на которую был приглашен Клодт, скульптор нечаянно обогнал коня императора, что по этикету считалось знаком неуважения и было запрещено. Придворные ожидали увидеть Николая Первого в гневе, но император лишь рассмеялся и сказал: «Что ж, братец, ты лепишь коней куда лучше, чем ездишь на них». По другой версии, однажды кучер П.К.Клодта обогнал царскую карету. Император сделал скульптору замечание, но гневаться не стал. Знаменитый ваятель старался не попадаться государю на глаза, но однажды, почти поравнялся с ним на Невском проспекте. Все бы обошлось, если бы кучер царя, оскорбленный предыдущим проигрышем, не решил поспорить с кучером П.К. Клодта.

Существует предание, согласно которому, во время одной из конных прогулок императора Николая Первого, на которую был приглашен Клодт, скульптор нечаянно обогнал коня императора, что по этикету считалось знаком неуважения и было запрещено. Придворные ожидали увидеть Николая Первого в гневе, но император лишь рассмеялся и сказал: «Что ж, братец, ты лепишь коней куда лучше, чем ездишь на них».

Началась ожесточенная гонка, к которой не император, ни скульптор готовы не были. К счастью, инцидент ( в ходе которого лошади Клодта вновь обогнали государеву карету) завершился как раз на Аничковом мосту. Император подивился недавно отлитым скульптурам и спросил: «-Это они?»( кивая на живых лошадей, с которых были слеплены фигуры коней)П.К. Клодт ответил утвердительно. Царь улыбнулся, показал на медных животных и сказал: «За этих-прощаю!» Так кони дважды спасли жизнь своему хозяину и создателю. На этом окружающие лошадей мифы не заканчиваются. Откуда они взялись-неизвестно.В народе поговаривали, что умер скульптор из-за расстройства, что у двух коней на мосту отсутствовали языки. На этой не самой добродетельной шутке городской фольклор мог бы остановиться, но не тут-то было. Уж очень понравились жителям Петербурга каменные кони. Согласно одной местной легенде, во время создания композиции П.К. Клодту изменила жена. В результате оскорбленный творец умудрился изобразить между ног одного из коней лицо своего обидчика. Так ли это или нет-одному П.К. Клодту известно. А под хвосты коням лучше не заглядывать. Все-таки произведения искусства, обидятся еще.

Длина: 54,6 м.
Ширина: 37,9 м.

Адрес: набережная Фонтанки, д. 38

share
print