Истории

Николай Харлампиев: «Нельзя на ребенка смотреть глазами будущего работодателя»

Зачем нужны бумажные детские журналы, в чем важность «живого» рисунка, почему кто они новые детские литературные герои. Собеседник «Моего района» — главный редактор журнала «Костер» Николай Харлампиев.

Николай Борисович, как прошла встреча на «Книжных аллеях»? Кто пришел, какие вопросы больше всего интересовали людей?

К сожалению, была неважная погода, прямо скажем: лил ливень, но несмотря на это пришли самые преданные читатели, с очень большим стажем, пожилые люди и дети, что особенно трогательно, и чем мы особенно дорожим, поскольку разгар лета, так, по хорошему детей в городе чем меньше – тем лучше. Пусть они набираются сил, но тем не менее дети тоже были. Были и весьма почтенного возраста читателей, которые выросли с журналом «Костер», и, узнав о том, что эта встреча состоится, о том, что журнал еще «горит», пришли, удивлялись и радовались, вспоминали свои читательские впечатления. В общем, это и 70-е, и 60-е годы журнала, читатели тех лет. Ну а во все периоды истории «Костра», так счастливо складывалась судьба журнала, что и создавали его корифеи детской литературы, вот буквально – золотой фонд . Маршак был главным редактором (первый год), и, ну, практически все классики – и Чуковский, и Хармс, и Шварц, и Ерошин.

Это был единственный детский журнал в нашем городе, который продолжал выходить и во время блокады. Несколько месяцев, самых тяжелых, выходил в форме радиопередач. Ну и вот на этом плакатике вы можете видеть вот эту героическую женщину – это заместитель главного редактора, Наталья Владимировна Теребинская на саночках везет рукопись в типографию, потом она же занималась организацией вещания. Каждый четверг звучали позывные «Костра», и в блокадном городе звучали сюжеты, очерки, стихи, рассказы авторов «Костра» и гостей редакции. Вот такая удивительная история.

Это был единственный детский журнал в нашем городе, который продолжал выходить и во время блокады. Несколько месяцев, самых тяжелых, выходил в форме радиопередач

После войны, это совершенно особый период в истории «Костра», интереснейший. В журнале публиковался цвет детской литературы и потрясающие художники. Это Лебедев, Конашевич, Курдов, Чарушин. Они рисовали для «Костра», и собственно тогда сложилась эта уникальная традиция – когда художник становился полноправным соавтором писателя. Именно в «Костре», именно в детской литературе Маршака, возникло это необыкновенное явление. Ну, в «Костре» впервые были напечатаны главы «Двух Капитанов». Вот здесь на плакате Каверин несет «Двух Капитанов» своих Маршаку. Впервые на русском языке заговорили со страниц «Костра» герои Астрид Линдгрен в 1964 году. Впервые напечатаны сказки Джанни Родари. Сказка «Голубая Стрела», другие. Целая плеяда блистательных детских писателей – Погодин, Голявкин, Томин пришли в «Костер».

Думаю, вам о чем-то говорит имя Иосифа Бродского? Впервые Бродский напечатался именно в «Костре». «Баллада о маленьком буксире» сейчас много замечательных изданий, очень красивых, очень интересных. Но тогда в черно-белом «Костре» отрывок из баллады «О маленьком буксире» был напечатан.

Василий Аксенов, тоже имя звучное. Несколько его произведений, повестей, главы из его повестей, печатались в «Костре». «Мой дедушка – памятник», «Сундучок, в котором что-то стучит» и другие. Лев Лосев, Валерий Попов сегодня это очень известный романист, писатель, председатель союза писателей Петербурга. Его первые детские произведения, очень интересные, тоже появились в «Костре». Целая плеяда интереснейших и писателей, и художников.И сейчас, в общем, эта традиция продолжается, и традиция, заложенная Маршаком – традиция отношения к читателю. Маршак же говорил о необходимости воспитывать талантливого читателя. Детская литература, как и любая, это как бы медаль с двумя сторонами: читатель и писатель. Вот талантливых писателей, по мнению некоторых исследователей детской литературы, больше, чем талантливых читателей сегодня.

Это наша задача и мы стараемся помочь детям стать по-настоящему любознательными, научиться удивляться, изумляться. Ну а для этого у нас существует множество рубрик, множество творческих конкурсов.

Эта широкомасштабная программа движения за возвращение детей к чтению, в общем, «Костром» подхвачена, поддерживается, и все, что мы делаем, прежде всего, ориентировано на то, чтобы примирить детей с чтением. Владимир Одоевский, чудесный детский писатель, может быть он и первый детский психолог, говорил о том, что есть дети «спящие», а есть дети «пробудившиеся», которым все интересно, которые стараются побольше узнать, которые откликаются на какие-то события, явления, это любознательные дети, и, в общем, Костер ставит перед собой задачу, и решает её в каждом номере -  пробудить детей, удивить их, порадовать. Такой замечательный поэт был, ушедший, Вадим Шефнер, вот его строчка: «Врастайте в изумление». Это наша задача и мы стараемся помочь детям стать по-настоящему любознательными, научиться удивляться, изумляться. Ну а для этого у нас существует множество рубрик, множество творческих конкурсов.

Много детей участвует?

Дети участвуют, конечно, тем более конкурсы самые разные: и конкурс соавторов, когда наш читатель может стать полноправным соавтором классика разных времен и народов, и современников, и ушедших, он что-то дописывает, он развивает литературную фразу, и конечно, это очень привлекает многих ребят. Есть конкурс «Бумажный кораблик» о любимых книгах, о любимых писателях, отмечающих юбилей в том году, в котором журнал выходит.

Детям интересно читать друг друга?

Вообще, мы наших читателей иногда называем «полноправными». Потому что у них полно прав. Вот в том числе есть право дружить: они знакомятся, читая журнал, завязывается переписка и т.д. Есть право, и это главное право, на творчество и самовыражение. Есть рубрика «Творчество твоих ровесников»: стихи и проза. Есть так называемый пресс-клуб «у Костра». Вот там ребята могут поделиться всем, что их радует, печалит, волнует, какая-то несправедливость произошла в жизни, непонимание в семье, с родителями, учителями, с друзьями, все это тяжело очень переживается в нежном возрасте. И журнал это не просто, во всяком случае «Костер»… Мы нашими читателями гордимся, потому что «Костер» — это журнал чтения, не разглядывания картинок, хотя у нас замечательные художники, а именно чтение требует усилий: и интеллектуальных, и душевных, и духовных. И тот, кто читает «Костер», это, конечно, ребята не только компьютерно-игровой культуры. Это читатели, обычно это как-то в семье традиции передаются, с учетом того, что журнал с очень интересной историей, в 36 году он был создан, в следующем году нам будет 80 лет, и очень важно, чтобы с нами оставался вот такой доброжелательный собеседник, наставник не буду использовать это слово, а как раз доброжелательный, умный и нескучный собеседник.

Журнал – собеседник с ребенком?

Да, конечно. Мы всегда в диалоге, всегда в контакте, всегда общаемся.

У вас половину публикаций составляют детские произведения? Именно сами дети пишут рассказы и т.д.?

Сами дети пишут рассказы, эссе.

А как вы отбираете их?

Ну, критерий у нас простой — это должно быть прежде всего оригинальное, самостоятельное произведение. Это не должно быть списано, это не должен быть пересказ каких-то взрослых фраз и так далее. Поскольку мы уже почти 80 лет работаем с детьми, мы это чувствуем, мы это понимаем. Все дети, конечно, талантливые, но все в разных областях, если это какие-то литературные произведения, то вот оригинальность, искренность, ну и свежесть взгляда на мир.

Вы говорили про детей, что некоторые сидят в Интернете, за компьютером проводят много времени. Как вы считаете, журналу не нужно переходить на электронные версии? Есть, например, страничка журнала «Костер» ВКонтакте. Там всего 500 подписчиков, в основном это взрослые. Вы не собираетесь переходить на электронную версию?

У нас есть сайт. Мы выкладываем там номера. Можно за какие-то символические деньги приобрести электронную версию для своего смартфона, все это в принципе есть. Но наше глубокое убеждение: должна сохраняться бумажная версия, потому что эта культура – полиграфическая, так же как бумажная книга должна обязательно продолжать жить.  Контакт с книгой, возможность полистать её, вернуться на предыдущую страницу, поразглядовать картинки, также важны, как и наличие вот этого бумажного журнала. Понимаете, это явление культуры, которое нельзя потерять. Я абсолютно убежден: журнал и книга (ну может быть не всякий журнал) литературно-художественный журнал, который можно взять, почитать, полистать, найти на его страницах сразу множество интересных, полезных и веселых материалов. Главная задача детского журнала – быть не только интересным, полезным, любопытным, но еще и обязательное качество детского журнала – это легкое дыхание. Это занимательность, артистизм, ненавязчивость, отсутствие дидактики.

Журнал обязательно должен быть и веселым, обязательно с чувством юмора должны быть написаны не все, но многие материалы. Это сложно. Но мы стараемся, чтобы журнал был и содержательным, и легким для восприятия наших читателей. И чрезвычайно важно, чтобы и журнал, и книга пришли к юному читателю в нужном возрасте. Именно в детстве чрезвычайно важно насыщать свою жизнь чувством и мыслью, чтобы ребенок мог погрузиться в эту магию чтения, мог испытать счастье от творчества и самореализации, вот почувствовать этот вкус к творчеству. И если это произойдет вовремя, то это будет лучшая прививка на всю жизнь от вялого равнодушия, цинизма, скепсиса, потребительского отношения ко всему, инертности. Мы стараемся пробуждать ум и душу. Мы стараемся помогать юным читателям учиться сопереживать, понимать что-то, быть такими взыскующими истинное на своем уровне маленькими людьми. Но а по мере взросления… Вообще, наш автор, друг журнала, такой поэт – Олег Григорьев, он сравнивал детскую литературу с витамином роста.  А, например, человек и прекрасный писатель Леонид Пантелеев сравнивал книги с воздухом, т.е. без них невозможно жить. Литературный журнал, в общем, это та же маленькая книга. И мы стараемся адресовать к ребятам самый широкий спектр интересов. У нас на 32 страницах почти 30 рубрик. И сегодня очень неприятная такая тенденция, когда довольно рано родители вместе с психологами как бы определяют судьбу ребенка, его профессиональную дальнейшую ориентацию. И уже с 5 класса условно, в нежном еще возрасте, уже начинают ребенка готовить к будущей карьере и сосредоточиваются на каких-то определенных направлениях образования, умениях. Отсекая все остальное. По моему глубокому убеждению, чем шире круг интересов ребенка, чем больше он получает разнообразного опыта, умений, вовлеченности в какие-то события, тем лучше.

Чуковский замечательно говорил о том, что читать надо в детстве всё, огромное количество книг. Ну, сейчас это нереально, но то, что нельзя на ребенка смотреть глазами будущего работодателя, нельзя с 3 класса за него решать и уже готовить его к какой-то карьере. Нельзя мешать ему проявляться в чем угодно. Лозунг сегодняшнего времени – успешность. Что за этим стоит?  Когда вот эта формула: человек должен быть успешным, совсем не…человек должен быть счастлив. Человек должен быть естественным, человек должен заниматься творчеством, тяга к самореализации и творчеству – вот что делает жизнь человека наполненной. И самые колоссальные муки, если человек занимается – это счастье необыкновенное. Мы ставим перед собой задачу прежде всего дать ребенку почувствовать силу своего «голоса», помочь ему не просто узнать что-то, но и окрасить эти знания какими-то переживаниями. Все наши рубрики, а рубрики замечательные: аптека для души, встреча с любимыми писателями, с любимыми художниками, знаменитые люди вспоминают свои первые книги, «Морская газета», направлены на это. 

Лозунг сегодняшнего времени – успешность. Что за этим стоит?  Когда вот эта формула: человек должен быть успешным, совсем не…человек должен быть счастлив. Человек должен быть естественным, человек должен заниматься творчеством, тяга к самореализации и творчеству – вот что делает жизнь человека наполненной. И самые колоссальные муки, если человек занимается – это счастье необыкновенное. Мы ставим перед собой задачу прежде всего дать ребенку почувствовать силу своего «голоса», помочь ему не просто узнать что-то, но и окрасить эти знания какими-то переживаниями

Журнал ведь не только в электронном виде и в бумажном виде существует. Но Виталий Бианки у нас придумал «Лесную газету», у нас такая рубрика – «Зелёные страницы», вот из нее выросло много реальных… Т.е. в составе журнала эти идеи на совершенно реальную почву переходят, встают и идут. Вот только что вернулась наша экспедиция «Живая вода» из очередного маршрута. Две недели ребята занимались исследованиями природы. Когда-то придумал эту рубрику Виталий Бианки. А вот сегодня уже больше 25 лет каждый год детский журнал вместе с разными учреждениями, с учеными, проводит эти экспедиции. «Чудо-дерево», спортивный клуб «Кузнечик», всякие походы…

А какая аудитория у журнала?

Официально, в свидетельстве о регистрации, у нас указан возраст 9-13 лет. Но наши дети очень разные. Это зависит от семейных традиций, от уровня. Реально нас читают и в 7, и в 8 лет. Диапазон сложности, сознательно мы на это идем в журнале, довольно широк. Для кого-то материалы могут показаться сложноватыми, их с интересом читают бабушки и дедушки, благодарят, взрослые. А ребята постарше и после 13, и 15, и 16, нам пишут.

Их много таких: после 13, 15? У них же подростковый возраст начинается.

Вы знаете, они пишут в рубрику «Творчество твоих ровесников». Предлагают свои произведения. Они читали журнал в детстве, не будучи подростками, знают, что мы всегда отвечаем, мы всегда в диалоге с читателем, мы всегда стараемся поддержать ребят, и поэтому, когда они подросли, прежде всего, барышни, но и не только, и молодые люди уже в 15-16 лет присылают свои произведения и иногда мы печатаем и их тоже.

Как вы считаете, дизайн журнала работает на детей?

Конечно. Вот наш принцип в журнале: очень мало компьютерной графики.

Почему?

Рисунок, живой, ручной – это трепетная линия. А компьютерное рисование… Ничего худого и предрассудительного в этом не вижу, это нормально. Но нам ближе, когда рисует художник рукой, пером, кистью, фломастером, карандашом, ручной. Ну, конечно, есть и компьютерные рисунки, компьютерная графика и прочее, но вообще вот это то, чего мы стараемся придерживаться. Это так называемый живой, ручной рисунок, который сохраняет вот трепет линий.

Детских рисунков много?

Детские рисунки есть. У нас есть рубрика «Год открытых дверей. Картинки с выставки». Мы дружим с художественным школами, просто с юными художниками. Почти во всех конкурсах у нас есть обязательно номинация «рисунок» и литературных героев, и просто смешные, забавные рисунки ребята присылают. Рассказываем о выставках детского рисунка, о конкурсах детского рисунка и не только наших. Есть у нас рубрика «Академия художеств», где ребята, интересующиеся ИЗО, могут узнать об истории жанров разных в живописи и в графике, о каких-то полотнах, о тематических выставках, о произведениях…

Как вы думаете, почему детям сейчас интереснее журналы о звездах, супергероях, девочкам о куклах? И почему им меньше интересны такие журналы как «Костёр», «Автобус»?

Понятно почему. Потому что среда обитания и все эти герои обильно представлены на прилавках киосков, на экранах телевизоров, в играх компьютерных, на гаджетах разных у ребят. Ну как мне представляется: можно только пожалеть о том, что эти схематичные мультяшные персонажи доминируют. Мы как раз не хотим ни с кем конкурировать, но мы хотим параллельно дать детям представление о рисунке о таком, ну он не классический, он авторский, ручной, и о героях не схематичных, а о живых героях, их сверстниках, у которых абсолютно земные проблемы. Все мы любили сказки, все мы о чем-то мечтали и все эти супергерои в общем сказочные герои, вымышленные герои, и ничего в этом, так сказать… если это добрые… Единственное, что не устраивает нас – это часто уровень художественного воплощения, ну и ходульность, схематичность сюжетов. У нас более тонко проработанный сюжет, более художественный и более гуманные и реалистичные рисунки. Но это не значит, что это скучно. Причина того, что так популярны – ну, условно можно назвать это рекламой.

Именно в детстве чрезвычайно важно насыщать свою жизнь чувством и мыслью, чтобы ребенок мог погрузиться в эту магию чтения, мог испытать счастье от творчества и самореализации, вот почувствовать этот вкус к творчеству. И если это произойдет вовремя, то это будет лучшая прививка на всю жизнь от вялого равнодушия, цинизма, скепсиса, потребительского отношения ко всему, инертности. Мы стараемся пробуждать ум и душу

Говорят, что вы избегаете рекламы внутри самого журнала. Почему?

Нет, мы не в коем случае не избегаем рекламы журнала, просто у нас нет на это достаточных средств и сил, потому что реклама бывает – социальной, и мы стараемся ею пользоваться, но есть реклама, которую могут позволить себе крупные издательства. И все эти популярные журналы с супер-героями, там немыслимый тираж, это международные проекты и так далее. А рекламы в журнале мы не то чтобы не избегаем. Но у нас так много материалов для детей, для журнала, что замещать их рекламой, которая на самом деле все равно не решает проблем наших. Реклама, если она присутствует в каком-то глянцевом журнале и приносит доход, который позволяет издавать журнал, получать какую-то прибыль, в нашем случае это нереально. И поэтому мы предпочитаем оставаться самими собою и относиться к нашему читателю максимально уважительно, бережно, и я бы сказал, дальновидно. И знаем, что и так очень много рекламы обрушивается на умы и души и глаза ребятишек… Разумеется, иногда у нас реклама бывает, но эта реклама каких-то хороших книг. Мы стараемся, если и появляется какая-то реклама, то эта реклама душеполезная, она связана с правильным развитием ребенка. Это не кондитерские изделия, не гаджеты, не какая-то обувь и одежда, а что-то близкое нам по духу.

 А на что же тогда существует журнал? Кто вам помогает?
Журнал существует на подписку, а главное – это поддержка города в форме гранта правительства Петербурга в сфере СМИ. Мы в течение многих лет (собственно, это наша жизнь) подаем заявки на этот конкурс грантов. И вот пока экспертный совет принимал решения по выделению грантов нашему изданию. Отношение к тем немногим периодическим детским просветительно-образовательным изданиям, литературно-художественных со стороны экспертного совета положительное. Поэтому мы горим. «Костер» родился в Ленинграде и живет, и в общем, это такая визитная карточка детства ленинградского и петербургского – «Костер».

Сейчас дети очень мало читают. Кто-то говорит, что виноват Интернет, а кто-то, что родители. Как вы считаете?

Ну и то, и другое справедливо, но мне все-таки кажется, что родители – это даже узко, конечно – семья. Семья – это бабушки, дедушки, это родители, это атмосфера, которая царит в семье, это отношение к книге. Если ребенок видит своего маму или папу с книгой, и если еще вдруг они прочитанное в присутствии своего ребенка начнут обсуждать. Или, это вообще наша мечта, и мы делаем для этого очень много, и наш журнал для семейного чтения. И вот эта традиция семейного чтения, когда собираются за столом, где-то в комнате, на диване и читают что-то, вот так, как это было раньше.

Марина Ивановна Цветаева, великий наш поэт, она называла это явление культуры – круговой порукой добра. Вот ребенок, читает с родителями, он постепенно погружается в это волшебство чтения. А вообще ведь внутренний мир человека, нравственные ориентиры, вообще душа человека прежде всего формируется за счет чтения. Чтение – это главная сила, которая формирует душу человека. И если родители – люди ответственные, серьезные и хорошие, то конечно- же чтение в доме должно присутствовать. Это не значит, что ребенку нужно запрещать подходить к компьютеру, конечно нет. Но, это вещи, которые должны идти параллельно. И чтение книги, тем более семейное чтение, вот эта «круговая порука добра», когда ребенок вырастает и эту традицию, этот обычай переносит в свою семью.

Между прочем, Бродский говорил, что человек, который прочитал Диккенса, ему гораздо труднее совершить преступление, быть жестоким, а человек, который не читал – ему гораздо проще страшные вещи творить. Поэтому чтение делает людей не только лучше, чтение делает людей людьми: лучше, глубже, содержательнее. Мы вот этим и держимся: у нас есть круг читателей и семей, с которыми мы переписываемся. Это не значит, что мы печатаем в каждом номере по произведению их детей. Но они с интересом следят за журналом, откликаются. Ну и чем больше будет таких семей появляться, и эта традиция будет разрастаться, тем более оптимистично мы будем смотреть в завтрашний день.

Какие пути развития у журнала?

Все человечество движется по пути специализации и огромное количество специальных журналов: для любителей бабочек, жуков, велосипедов, кошек, собак, чего угодно. Но я убежден в том, что обязательно должны остаться журналы-альманахи, в которых есть всё. И ребенок, еще не определившийся, или даже определившийся в каких-то своих пристрастиях, интересах, он с интересом прочтет материалы. А они должны быть так написаны и поданы, чтобы их было интересно читать: увлекательно, хорошо проиллюстрированы, с учетом детской психологии, восприятия и так далее. Вот мне кажется, обязательно останутся такие журналы, которые будут интересны и мальчикам, и девочкам, и продвинутым ребятам, и пишущим, и рисующим, занимающимся техническим творчеством, и юным экологам, юннатам и природоведам. Все-таки я думаю, что в детской журналистике сохранится и вот эта специализация, и она будет углубляться, и обязательно будут присутствовать и такие энциклопедические, сказал бы я, издания, которые практически весь спектр интересов ребенка смогут отражать.

Кто из детских писателей вам ближе всего?

Мне нравится Астрид Линдгрен с ее отношением к ребенку и к детству без сюсюканья, без умилительных каких-то пассажей. Это из зарубежных. Из отечественных Кир Булычёв. Он тоже был нашим другом, бывал у нас в гостях. Человек и мудрости, и душевной щедрости необыкновенной, и таланта. Герои его, прежде всего Алиса Селезнева, это, конечно, для своего времени, да и сейчас, мне кажется…
 

У каждого поколения есть свои литературные герои. У современных детей есть какой-то новый герой?

Приходит на ум, правда он тоже уже немножечко поблек – Гарри Поттер пресловутый. Хоббиты… Даже не знаю, хотя, конечно, замечательно, если бы был какой-то такой объединяющий герой. Но мне нравится то, что сегодня спектр чтения, вот этот диапазон… Дети читаю самые разные книги, огромный выбор литературы и зарубежной, и отечественной. Вообще детская литература сейчас на подъеме. И, понимаете, если удается герой, если он убедительный, если он привлекательный, если он интересен и отзывается в душе ребенка… Ребенок, читая, конечно же, сравнивает себя с героем, хочет или не хочет быть на него похожим… Мне кажется, сегодня замечательно то, что у современных детей огромное количество героев.

Нет какого-то одного на всех и для всех. Что касается «Костра», замечательно то, что мы предлагаем детям делиться своими литературными пристрастиям, делиться своими открытиями и героями. И в каждом номере вы найдете письма, размышления, рассуждения ребят о книжке, которая ему особенно понравилась, о том герое, которого он открыл. Это, кстати, могут быть и классики, и Лев Кассиль, и кто угодно. Но когда этот герой поражает воображение, увлекает, удивляет и восхищает, об этом хочется рассказать. Вот так наши читатели как бы вовлечены в литературный процесс. На мой взгляд, героя какого-то монументального нет, но их стало много.
 

share
print