Истории

Беспокойный Алис в Центре Курехина

26 июня открывается первая в России персональная выставка бельгийского художника Франсиса Алиса, известного петербуржцам по «Манифесте».

26 июня в Центре Курехина открывается первая в России персональная выставка Франсиса Алиса. Именно он в прошлом году на «Манифесте» разбил зеленую «Ладу Копейку» во дворе Зимнего дворца. Новая экспозиция называется «За речкой. Афганские проекты 2010 – 2014». Проект был создан художником для выставки «Документа» в Касселе в 2011 году. Почему его выставляют в 2015 году в Петербурге, что за человек сам Франсис Алис и что нового мы узнаем на выставке? «МР» задал эти вопросы куратору выставки Елене Юшиной, и вот что удалось узнать.

Во что мы играем

В центре экспозиции – видео под названием Reel-Unreel (что переводится как «наматывать – разматывать», и на английском звучит как «реально – нереально»). Что представляем мы, слыша слово «Афганистан»? Насколько наш образ об Афганистане, во многом сформированный политическим и экономическим контекстом, совпадает с реальностью? На экране мы видим мальчишек, которые бегут по улицам Кабула, наматывая пленку на бобину. Это имитация обычной игры афганских ребят: когда надо пробежать как можно дальше, палочкой толкая перед собой колесо, пока оно не упадет. Пленка ассоциируется у нас с кино, со СМИ – всем тем, что «лепит» наш образ неизвестного. А на фоне детской игры – как декорация – настоящий живой Кабул, с которым не познакомишься с помощью кинопленки.

Франсис Алис, вид инсталяции Наматывать-Разматывать, галерея Дэвида Цвирнера, 2013. Фото Элене Даменья

Российский контекст

Хотя «Афганский проект» (видео Reel-Unreel) и архив работы над ним были выставлены несколько лет назад, это не значит, что этим летом в Центре Курехина мы увидим то же самое, что посетители «Документы» в Касселе. Во-первых, выставка не зря называется «За речкой». Это относится к российскому восприятию Афганистана – далекой страны за рекой Аму-Дарьей. Специально для выставки в Петербурге художник отобрал некоторые работы из своего архива, еще ни разу не открытые широкой публике (это фотографии, рисунки, в том числе сделанные и после окончания «Документы»). Кроме Reel-Unreel на выставке покажут видео из серии «Детские игры», а также результаты небольшого исследования о российском контексте «Афганского проекта».

Книги и фильм 

Весь месяц в Центре будет работать читальный зал, где можно будет полистать каталоги с выставками Алиса и материалы, которые художник использовал в работе над проектом в Кабуле. Франсис сам делает эти каталоги: он очень любит книги и работает над их дизайном, композицией и текстом. По словам Елены, когда рассматриваешь эти каталоги, понимаешь, насколько по-разному может выглядеть книга о современном искусстве.
Там же посетители увидят документальный фильм французского режиссера Жюльена Дево о жизни Франсиса Алиса в Мексике, где автор сравнивает Алиса с бродячим псом, слоняющимся по городу в поисках пристанища.

Франсис Алис, видео инсталляция Наматывать-Разматывать, галерея Adam Art

Укус енота и другие приключения

Сначала мы видели «Ладу Копейку», теперь – афганских мальчишек, катающих бобину. Что за человек рассказывает нам все эти истории? Елена Юшина говорит, что Франсис – авантюрист, на пустом месте умудряющийся попасть в самую невероятную ситуацию: «Это его образ жизни. В прошлом году в центре Петербурга его укусил енот, потом на него напали и украли карандаши. С другими художниками такие истории не приключались».
Франсис Алис родился в Бельгии, стал архитектором. Для работы над очередным проектом он отправился в Мексику и остался там жить. «Он сознательно отстраняется от глобализации и коммерциализации – это не его. История с "Копейкой" – как попытка сбежать из благополучной Бельгии в СССР – наглядно показывает это». К сожалению, по словам Елены, Франсис не сможет приехать в Петербург в этом году, так как сейчас он очень занят — монтирует фильм об Армении и занимается большим проектом для стамбульской биеннале.

История с продолжением

Франсис сам называет себя рассказчиком. Каждая его работа – это история, которая начинается со слов «once upon a time...» – «однажды…». Елена Юшина отмечает: «Его искусство можно сравнить с литературой, а его самого – с писателем. Его сказки могут быть жестокими и всегда вписаны в контекст культуры, страны…»
Каждый проект Алиса сопровождается архивом: не мертвым, запрятанным в витрину, а постоянно дополняемым, меняющимся.

Алис и Курехин

Елена Юшина рассказывает, почему выставка пройдет именно в Центре Курехина: «Для "Манифесты" я работала и над проектом художницы Паолы Пиви: с ней мы построили в Центре студию звукозаписи. Мне захотелось показать это место Франсису: я знала, как он ценит советскую архитектуру и сохранившие подлинность здания, избежавшие евроремонта. Центр может показаться полузаброшенным, но там-то и происходит настоящая жизнь. Оказалось, что Франсис прекрасно знает музыку Сергея Курехина, и в Центре он мгновенно узнал его портрет. Так и получилось, что дух этой площадки оказался очень близок Франсису с его любовью к неискусственной, не выхолощенной среде».

Выставка открыта до 26 июля.


 

share
print