Истории

Алексей Герман: «Вокруг полно людей, для которых нет разницы между Лениным и Екатериной II»

Новый фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» можно посмотреть в кинотеатрах с 4 июня.

В прокат вышел новый фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками». Операторы картины Сергей Михальчук и Евгений Привин получили «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. 

Интересно, что два оператора ни разу не встретились на съемочной площадке: съемки велись (с вынужденными перерывами) в течение двух лет: в 2012 году – на Украине (работал Сергей Михальчук), а в 2013-2014 – в Санкт-Петербурге (снимал Евгений Привин).

Действие фильма охватывает эпоху с 1991 по 2017 год. Герои новелл – своего рода «потомки» Чацкого и Онегина – «лишние люди» нашего времени. Одинокие, потерянные, живущие каждый в своем мире. Точкой пересечения между ними становится недостроенный дом, местами нелепый, но неизбежный, как груз прошлого, который невозможно сбросить.  

kinopoisk.ru

Алексей Герман-младший, режиссер: 

Сгущение красок

Видимо, это последняя русско-украинская картина на данный момент. Мы начали работу еще в 2010 году, потом вынужденно приостанавливались, из-за поисков финансирования, болезни отца… Нам хотелось установить какую-то точку отсчета. Мы снимали недалеко от того места, где сегодня вовсю друг друга режут. У нас было ощущение какой-то сгущающейся атмосферы, но никто не предполагал, что это закончится таким ужасом. И вокруг нас сегодня люди воюют на разных сторонах, и мы живем уже в другой стране, нежели в 2012 году, а через полгода это снова может быть другая страна.

Эпопея

Мы попытались искренне сказать о том, что кажется нам важным, попытаться через переплетение человеческих историй ухватить общее ощущение страны, наполненной противоречиями и несовместимыми порой умонастроениями. Мы пытались вернуться к традициям большого русского классического романа с его комплексным подходом, к действительности в разных ее сочетаниях. Поэтому каждая из глав – новая, отличная от предыдущей, точка зрения. Как на футбольном матче, когда для того, чтобы разглядеть главное, все время приходится менять углы зрения.

Несмотря на то, что действие фильма происходит в близком будущем, мы не воспринимали наш фильм как фантастический. Задачей являлось не догонять время, а перегнать его. Остановиться. И ждать, пока время приблизится.

под электрическими облаками

Почти античность

Мы сами, наш взгляд, во многом меняется вместе с городом. Есть много замечательных фильмов, где показан центр Петербурга, историческая часть, а мы как раз хотели сказать о том новом городском постиндустриальном пространстве, которое еще не изучено: намывы, недостроенные жилые кварталы на окраинах… В артефактах несостоявшегося строительства есть даже что-то античное. И «кризисная ирония»: эти рекламы по продаже недвижимости – кварталы «Город солнца», «Город счастья», которые стоят пустые.

Спасение Ленина

В картине мы использовали разнообразные специально созданные арт-объекты, в том числе памятник Ленину, сделанный из папье-маше. Один раз его украли. Мы обратились в милицию, и вскоре обнаружили Ленина во дворе у местного жителя. На вопрос «Зачем вы это сделали?» он ответил: «Я хотел его спасти».

«Ты эльф?»

Мне кажется, мы упускаем огромный пласт реальности, в которой живет бОльшая часть наших сограждан. Сколько сотен тысяч людей вокруг нас знает писателя Ника Перумова? А другая огромная часть нашего окружения ничего о нем не знает. Фэнтези – только один из «параллельных миров», в котором живет много молодых людей.

Новое поколение вообще мыслит совсем не так, как мы. Допустим, мы знаем, когда умер Ленин, и нам никуда не деться от этого знания. Но вокруг нас живет множество людей, для которых уже почти нет разницы между Лениным и Екатериной II, в том смысле, что они оба существовали одинаково давно. Многие диалоги в фильме не придуманы, а «подслушаны» в жизни. У моего товарища действительно как-то раз серьезно спросили: «Ты эльф?» 

луи франк

Луи Франк, актер фильма, музыкант (Бельгия):

Когда я впервые увидел фильм, я был поражен его красотой, ритмом и структурой. Это похоже на живопись, фреску, поэзию, которая оживает перед глазами. «Под электрическими облаками» радикально отличается от современного, в основном, голливудского представления о том, каким должен быть фильм. Мой персонаж – современный Питер Пэн. Он отказывается принимать мир, в котором живет. Все, что его заботит, исчезло, все, во что он верил, рухнуло в цифровую кучу навоза. Он живет ради абсолютных ценностей, но абсолютные ценности больше никого не интересуют.

чулпан хаматова

Чулпан Хаматова, актриса фильма:

Когда я готовилась к роли, то изучала все, что только могла найти про наркозависимых людей. И я нашла словарик, который выпускают специально для родителей, чтобы они могли вовремя почувствовать проблему в семье. В лексиконе детей появляются слова – такие маркеры, на которые обязательно нужно обратить внимание и бить тревогу. Вот одно из них – «герман», означающее героин. Мой персонаж – это сублимация апатии. Вообще, это кино – высказывание Алексея Германа про современный мир, а его мир с моим личным миром очень даже перекликается. Есть моменты совершенно в унисон. Мой герой как раз представляет вот эту всю «вытяжку» смысловую. Точнее – потери смысла, нежелания жить. Это просто живой труп.

kinopoisk.ru-Pod-elektricheskim-oblakom-2537583

Анастасия Мельникова, актриса фильма:

«Впервые в моей жизни на съемочной площадке я попала в театр.
Я бы очень не хотела оказаться на месте своей героини. Это судьба невероятно талантливого человека, который в нужное время не оказался в нужном месте. Она «настоящая» женщина – особенность ее характера в том, что она способна быть счастливой только когда рядом с ней любимый человек. Она намного сильнее меня, глубже. Не думаю, что я была бы способна на подобную самоотдачу. Моя героиня олицетворяет целый класс людей. Ее личная история – это судьба русской интеллигенции. У нее огромный потенциал, но все что она имеет – это работа в музее.

share
print