Истории

Альтернатива для жителей хрущевок: в тесноте или на выселках

Программа реновации петербургских кварталов 1950-70-х годов застройки начала сдвигаться с мертвой точки, но не сказать, что местные жители этому рады.

История с реновацией началась в 2008 году. Смольный продал на торгах участок «Ульянка» в Кировском районе строительной компании «Воин-В» и еще 22 квартала в разных районах – компании «СПб-Реновация». По условиям продажи, на месте хрущевок в этих кварталах должно появиться новое комфортное жилье, где 35-40% квартир должны быть переданы жителям расселяемых домов, а остальные застройщик может продать на рынке.

На практике для жителей многих кварталов реновация обернулась уплотнительной застройкой: за семь лет застройщики не снесли ни одной хрущевки, зато на месте скверов и детских площадок появились многоэтажки. Значительная часть переселенцев из хрущевок докупала квадратные метры в новых домах за свой счет, а жители, которым закон гарантирует обмен старой квартиры на новую с сохранением метража, утверждают, что застройщики к ним даже не обращались.

В 2013-14 годах программа буксовала из-за финансовых проблем реноваторов и судов с местными жителями. Однако в последние месяцы неожиданно ожила. Комитет по строительству и депутаты подготовили поправки в законодательство, согласно которым жители хрущевок могут переехать в новые дома не только у себя в районе, но и в других кварталах реновации. Например, с Невской заставы в Колпино.

Если закрепить норму о «добровольном» переезде в другой район законодательно,  людям начнут выкручивать руки: либо получите квартиру на выселках, либо будете до конца века жить в хрущевке.

– На комиссии по городскому хозяйству Законодательного собрания поправки до сих пор не обсуждались, – комментирует зампред комиссии, «яблочник» Борис Вишневский. – Когда принимался закон о реновации, было принципиально, что граждане остаются в своих кварталах. Почти все кварталы реновации – сложившиеся застройки, где есть налаженная инфраструктура, транспорт, торговля... Когда-то это были городские окраины, а сейчас «ближний круг» центра города. Большинство людей, конечно, уезжать оттуда не хотят. Боюсь, если закрепить такую «добровольную» норму в законодательстве, людям начнут выкручивать руки: либо получите квартиру на выселках, либо будете до конца века жить в хрущевке.

Жители кварталов реновации все это время не расстаются с калькуляторами – пересчитывают, сколько квартир в планируемых к сносу домах и сколько выделяется переселенцам, соотношение квадратных метров на одного жителя до и после реновации, соотношение мест в детских садах, поликлиниках и так далее... В результате подсчетов вопросов программе возникает еще больше.

Компания «Воин-В» объявила, что в скором времени передаст переселенцам из хрущевок 200 квартир в Ульянке, хотя за все предыдущие годы передала всего 20. Жительница района Наталья Баланюк выяснила в Смольном, что первыми в списке на расселение стоят жители пяти домов на улицах Стачек и Лени Голикова. Все вместе – это 330 квартир. Новоселье они должны отпраздновать в двух корпусах «Усадьбы Воронцова» (строительный участок № 147) и в доме, возводимом частично на месте пруда (№ 145). Это, в свою очередь, 268 квартир. Получается, жители оставшихся, по меньшей мере, 62 квартир будут вынуждены переехать в другой район?

Почти все кварталы реновации – сложившиеся застройки, где есть налаженная инфраструктура, транспорт, торговля... Когда-то это были городские окраины, а сейчас «ближний круг» центра города. Большинство людей, конечно, уезжать оттуда не хотят.

Еще одна нестыковка: минимальная площадь квартиры в хрущевке – 35 кв. метров. А в новых домах значительная часть квартир – однокомнатные по 16,5 и 24,5 кв. метров. Наталья Баланюк опасается, что после переезда условия жизни большинства жителей хрущевок, не желающих доплачивать за квадратные метры, ухудшатся. Наконец, для будущих жителей двух корпусов «Усадьбы Воронцова» вообще не предусмотрены парковки. Это создает угрозу для близлежащего парка Александрино, на месте которого могут разместиться машины жильцов. Впрочем, разрешения на вырубку пока никто не давал.

– Ульянка – это типичный пример превращения реновации в уплотнительную застройку и хронического невыполнения инвестором своих обязательств, – продолжает Борис Вишневский. – Графики предоставления жилья сорваны, инвестор проигрывает в судах гражданским активистам. На мой взгляд, вся проблема реновации и этот случай в частности нуждаются в депутатских слушаниях.

Возраст петербургских хрущевок, между тем, уже вдвое превысил их расчетный срок. Архитекторы предостерегают, что если не начать сносить хрущевки, в не столь отдаленном будущем из-за неоцинкованных закладных деталей они могут попадать сами.

Получить комментарии «Воина-В» в момент подготовки материала не удалось.

share
print