Истории

«Война – подлость, подлость и подлость…»

Неизвестные факты о войне — в воспоминаниях ленинградцев

К юбилею Победы многие издательства выпустили книжные серии, посвященные войне. На прилавках появились заново изданные книги Валентина Пикуля, Константина Симонова, Ольги Берггольц. В серии «Писатели на войне, писатели о войне» почти нет знаменитых имен. Это воспоминания писателей, искусствоведов нашего города: от рассказа о том, как в блокаду ленинградцы добывали себе пропитание до исследования мистических аспектов войны. По словам директора Дома писателя Владимира Малышева, подбирая книги, он и его сотрудники стремились найти тексты, не изданные ранее или изданные, но маленьким тиражом.

никулин воспоминания о войне

«Воспоминания о войне», Николай Никулин

«Тихий и утончённый профессор, член-корреспондент Академии художеств выступает как жёсткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о Войне. Книгу суровую и страшную. Читать её больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда» (Михаил Пиотровский).

Вокруг книги профессора искусствоведения, сотрудника Эрмитажа и солдата, прошедшего всю войну, не утихают споры. В 18 лет он отправился добровольцем на фронт и всю войну прошел солдатом, дойдя до Берлина. А в 1975 году написал книгу.

«Он пишет, что в какой-то момент воспоминания нахлынули с такой силой, что он не выдержал и сел писать. При этом он был уверен, что эту книгу никогда не напечатают. И она 30 лет пролежала на полке», - рассказывает Владимир Малышев.

«Кто-то называет эту книгу лучшим произведением о войне. Особенно те, кто воевал. А для тех, кто сидит в штабе, война — это нечто другое, и они выступают против книги, считают, что книга не патриотична, что в ней армия показана какой-то не такой. Но ведь патриотизм не в том, чтобы бить в барабан, а в самой судьбе автора: человек, солдатом прошел всю войну, был четыре раза ранен. У него всего одна солдатская медаль — "За отвагу". Те, кто воевал в пехоте, говорят: солдат на фронте хорошо, если три дня проживет. Первая же атака — и ты либо убит, либо ранен. Ранен — повезло: год или полгода проведешь в госпитале. Потом — опять: ранен или убит. Так и воевали. Поэтому из поколения Никулина в живых остались единицы, и мы должны ценить это редкое свидетельство. Да, происходили страшные вещи, и даже местам позорные для нас. Но мы все-таки победили сильнейшую армию мира.

...Никулин воевал на тяжелейшем участке фронта: неподалеку от станции Погостье. Он пишет, что, как он узнал уже после войны, немецкие пулеметчики сходили с ума, потому что они бесконечно убивали людей. Они убивают и убивают, а навстречу идут все новые и новые, и нет этому конца. Когда летом сходил снег, на тех полях трупы лежали слоями. Дан был приказ: прорвать блокаду - и на пулеметы гнали и гнали солдат. А сзади их сдерживали заградотряды».

Николай Никулин: «Те, кто в тылу, останутся живы... и со временем составят основу организаций ветеранов. Украсят грудь памятными медалями, орденами и будут рассказывать, как геройски они воевали, как разгромили Гитлера. И сами в это уверуют! Они-то и похоронят светлую память о тех, кто погиб и кто действительно воевал! Они представят войну, о которой сами мало что знают, в романтическом ореоле. И то, что война — ужас, смерть, голод, подлость, подлость и подлость, отойдет на второй план».

Кроме книги Николая Никулина, в серии выходят книги:

«Осадная Запись», Алекандр Болдырев

Петербургский ученый-востоковед, профессор Александр Николаевич Болдырев вел «хронику осадного времени», начиная с самой страшной первой блокадной зимы. Он пишет о жизни ленинградцев в блокаду, о том, что переживает умирающий с голоду человек, каждый день вынужденный искать пропитание не только себе, но и своей семье.

«Несдавшаяся крепость», Николай Коняев

Книга посвящена обороне Шлиссельбурга. Автор считает, что есть нечто мистическое в том, что немцы не взяли Ленинград сходу, будто остановившись перед невидимой стеной. Об этом писал и Даниил Гранин. То же самое, говорит Николай Коняев, случилось в Шлиссельбурге, размышляя о необъяснимой иррациональной стороне войны.

«Голос Ленинграда», Александр Рубашкин

Автор рассказывает об особой роли радио в обороне и в жизни блокадного Ленинграда. Как организована была работа Радиокомитета и что передавали в те страшные дни — об этом пишет Александр Рубашкин. В книге есть живые портреты Ольги Берггольц, Всеволода Вишневского и других.

«Зарубки на сердце», Виктор Васильев

Будучи шестилетним ребенком, автор попал в немецкий концлагерь. Об этом его книга.

«Война детей», Илья Штемлер

Воспоминания детства — о том, как школьники работали на заводах, внося свой вклад в борьбу, которая порой представлялась им игрой.


Книги серии «Писатели на войне, писатели о войне» продаются в магазинах и киосках Петербурга по 99 рублей.

share
print