Истории

Стереотипы о байкерах: шум, скорость и гедонизм

Накануне открытия мотосезона «МР» пообщался с представителями мотосообщества и попросил их ответить на распространенные мифы и обвинения в свой адрес.

Дмитрий Гусев, гражданский активист, на мотоцикле 3 года

Сейчас без байка. Есть смешной термин – скамейкер, так вот сейчас я скамейкер и временно не езжу. Сначала работал в инженерно-строительно компании, потом по ряду причин ушел. Был ряд моментов, когда руководство начало «осваивать» государственные деньги, компания занималась перевозкой Военно-морского музея. Я был против краж, пришлось уволиться. Сейчас возбуждено 36 уголовных дел - все, о чем я предупреждал, произошло. Параллельно с работой в строительстве, участвовал в создании байкерского журнала «Ride», продвигали интересы байкеров. Тогда родился проект «Байкер-депутат». В 2011 году пытался стать депутатом Госдумы и ЗакСа Петербурга через ОНФ, и продвигать интересы байкеров. Но, честно победить на выборах невозможно. Хотя, если бы всё было честно, то я бы прошел. Сейчас занимаюсь общественной деятельностью, веду проект «Делайте правильно!», который связан с чистотой дорог. Его задача - распространить набор типовых решений для чистоты города.

Роман Юринов, фото: Сергей Ермохин

Роман Юринов, фото: Сергей Ермохин

Роман Юринов, основатель движения «Мотодоноры-детям», на мотоцикле 14 лет

Движение «Мотодоноры-детям» образовалось 8 лет назад. Тогда дочка моего знакомого заболела раком, надо было собрать около 80 тысяч евро на лечение. Наше государство строит онкоцентры, но почему-то, для того, чтобы вылечить ребенка, родители вынуждены бегать по миру с протянутой рукой, чтобы спасать детей за границей. Я раскидал информацию по всей России, по мотосайтам: от Владивостока до Петербурга. Все скидывались, львиную долю собрал фонд «Адвита». Девочку тогда благополучно вылечили. Пока она болела, отец попросил сдать кровь в 31 больницу для больных детей. Там многие детки после химиотерапии, у них сильная потеря крови происходит. Так появилась идея привлечь мотоциклистов, потому что мотоциклисты обычно сдают кровь для своих, кто попал в аварию. В начале поддержки почти не было: товарищи отнеслись скептически, считали, что на сдаче крови делают деньги, но это в городской больнице невозможно, потому что это адресная сдача крови на онкологическое отделение. В какой-то момент встретился с ребятами из группы «Мотоклан». Они эту идеею подхватили, так и родилось движение «Мотодоноры-детям». Среди мотоциклистов вообще принято помогать детям, организовывать так называемые «Той-раны». Традиционная история – многие мотоклубы берут шефство над детьми в детских домах, часто весной и осенью организуют праздники в детдомах, мы приезжаем с полевой кухней, шоу делаем, привозим аниматоров и исторических реконструкторов.

Движение «Мотодоноры-детям» образовалось 8 лет назад. Тогда дочка моего знакомого заболела раком, надо было собрать около 80 тысяч евро на лечение. Наше государство строит онкоцентры, но почему-то, для того, чтобы вылечить ребенка, родители вынуждены бегать по миру с протянутой рукой, чтобы спасать детей за границей.

Нина Абросова, фото:Сергей Ермохин

Нина Абросова, фото:Сергей Ермохин

Нина Абросова, чемпионка мира по боксу, на мотоцикле 10 лет

Мечтала о байке с 13 лет, и 10 лет спустя мечта сбылась. В 23 появился первый мотоцикл, на котором я несколько лет училась ездить. Поняла, что безопаснее путешествовать, а не ездить по городу. Узнала об итальянском байкере-полицейском Бернардо Лепоре, который в 2000 году организовал свою общественную организацию «Moto for Peace», и каждый год собирает команду полицейских со всего мира, чтобы привлечь внимание к острой проблеме какой-то страны.  Ездят в форме полиции своей страны, их встречают главы Интерпола и полиции. Бернардо считает это укреплением партнерства между странами. Россия в 2014 году впервые участвовала в таком мотопробеге, а так как я еще и выступаю от команды судебных приставов, все получилось. Мы отправились в мотопробег по маршруту Рим-Непал. Миссия заключалась в том, чтобы передать одному удаленному округу Непала медикаменты и оборудование для медпомощи, так как он был отрезан от социальной инфраструктуры. Мы собрали медикаменты, купили мотоциклы для врачей, привезли им автобус для реанимации, который может проходить по горным участкам. Нас встречал лично премьер-министр Непала. К сожалению, расходы на путешествие пришлось покрывать самостоятельно, так как в России я не получила поддержки. В итоге я проехала 2 тысячи километров - с сентября по конец октября.

Мы отправились в мотопробег по маршруту Рим-Непал. Миссия заключалась в том, чтобы передать одному удаленному округу Непала медикаменты и оборудование для медпомощи, так как он был отрезан от социальной инфраструктуры. Мы собрали медикаменты, купили мотоциклы для врачей, привезли им автобус для реанимации, который может проходить по горным участкам. 

«Байкеры намеренно много шумят»

Дмитрий Гусев, фото: Сергей Ермохин

Дмитрий Гусев, фото: Сергей Ермохин

Дмитрий Гусев: Не надо демонизировать байкеров. Конструкция двигателя мотоцикла отличается от автомобильной, он более высокооборотный. Чем выше оборотов, тем больше шум. Во-вторых, мотоцикл не очень виден на дороге, поэтому шумят, в том числе, для того, чтобы привлечь внимание водителей. Автомобилисты часто в зеркала не смотрят и перестраиваются, не глядя, в итоге много аварий. Чтобы избежать таких ситуаций, многие дополнительно ставят прямоточный глушитель, для пассивной безопасности. В условиях довольно низкой культуры вождения людям надо как-то выживать на дороге.

Автомобилисты часто в зеркала не смотрят и перестраиваются, не глядя, в итоге много аварий. Чтобы избежать таких ситуаций, многие дополнительно ставят прямоточный глушитель, для пассивной безопасности. В условиях довольно низкой культуры вождения людям надо как-то выживать на дороге

Роман Юринов: Конечно, среди мотоциклистов есть люди, которые относятся к этому, как к «понтам» – на девушку произвести впечатление, если мозги по-другому это сделать не позволяют. Но с аварийностью действительно большая проблема, потому что многие сразу берут мощные литровые мотоциклы. В Европе есть правило, что впервые садящийся на мотоцикл, должен 2 года отъездить на мотоцикле, мощностью не более 30 лошадей. Потом через два года пересесть на более мощный. Что касается шума, то есть закон, за его исполнением должны следить в ГАИ. Просто со штрафов ГАИ ничего не имеют. Для начала нужен закон, ограничивающий звуковые сигналы. Прибора, фиксирующего такой звук, до сих пор нет.

В Европе есть правило, что впервые садящийся на мотоцикл, должен 2 года отъездить на мотоцикле, мощностью не более 30 лошадей. Потом через два года пересесть на более мощный. Что касается шума, то есть закон, за его исполнением должны следить в ГАИ. Просто со штрафов ГАИ ничего не имеют. Для начала нужен закон, ограничивающий звуковые сигналы. Прибора, фиксирующего такой звук, до сих пор нет.

Нина Абросова: Во всем мире байкеры ездят по городу шумно. У нас менталитет такой, что люди привыкли часто быть недовольными, и если в жизни что-то не сложилось, виноват в этом шумящий байкер. А на шумных автомобилистов мы почему-то не жалуемся, хотя они понакупили ведер с рваными глушителями и гоняют, нарушая все правила. А как только наступает весна, и мотоциклы выезжают на улицы, наступает недовольство байкерами. Пора прекратить продавать права, тогда автомобилисты научатся ездить и замечать байкеров.

«Байкеры нарушают ПДД и гоняют с сумасшедшей скоростью»

Дмитрий Гусев: Вы видите какое-то количество людей, которые гоняют, и не обращаете внимания на тех, кто ездит по правилам. Быстро движущийся объект привлекает внимание, и по нему судят обо всех. В реальности все разные. Есть огромное количество тех, кто просто спокойно едет. Но погонять любители есть, точно так же, как и среди автомобилистов. Транспортные хулиганы есть везде.

Роман Юринов: На самом деле, по статистике автомобилисты гораздо чаще нарушают правила. По встречке, например, мотоциклисты ездят крайне мало. Нужно быть дураком – на машине есть защита, которой у мотоциклиста нет. Такой негативный образ байкера навязан рекламой и кинематографом. Безопасней ехать немного быстрее потока.  Но на самом деле есть проблема с качеством обучения в России, за рубежом базовое обучение на мотоцикле длится 60 часов, у нас всего 18. При этом, 20 часов на площадке и 40 часов в городе. У нас в городе ездить не учат, так как нет городского экзамена, и это большая глупость. Мало кто учит активному маневрированию, в результате люди сдают экзамен на скорости 5 км.ч и получают право сесть на мощный мотоцикл, не имея понятия об основах управления. А ведь мотоциклом гораздо сложнее управлять, чем машиной, правильно сманеврировать бывает сложно. Еще одна ошибка – начинающие покупают сразу мощные мотоциклы, и в начале сезона каждый раз десятки погибших. Например, сейчас городской сезон еще не успел начаться, а уже 5 трупов. 

Роман Юринов, фото: Сергей Ермохин

Роман Юринов, фото: Сергей Ермохин

Нина Абросова: Из моего окружения не знаю ни одного человека, который бы нарушал ПДД. Это опасно. Пролететь на красный свет считается плохой приметой. Автомобилисты забывают говорить о том, что они часто не включают поворотники и не смотрят в боковые зеркала, а байкеры часто перестраиваются из ряда в ряд.

На самом деле, по статистике автомобилисты гораздо чаще нарушают правила. По встречке, например, мотоциклисты ездят крайне мало. Нужно быть дураком – на машине есть защита, которой у мотоциклиста нет. Такой негативный образ байкера навязан рекламой и кинематографом.

«Любят проводить время в рок клубах и пьяными садиться за руль»

Дмитрий Гусев: Категорически не согласен с этим стереотипом. Ни один адекватный водитель не сядет за руль пьяным, потому что при этом очень сильно меняется восприятие реальности. Большинство байкеров - люди семейные, состоявшиеся. Мотоцикл - удовольствие не из дешевых. У них много рисков за пределами мотосреды. Если они начнут пить за рулем, то они могут потерять все – работу, бизнес, семью, жизнь. Чаще собираются выпить по праздникам. Даже минимальная доза алкоголя влияет на восприятие, поэтому либо ты пьешь, либо ты едешь. Но небольшое количество алкобайкеров есть.

Большинство байкеров - люди семейные, состоявшиеся. Мотоцикл - удовольствие не из дешевых. У них много рисков за пределами мотосреды. Если они начнут пить за рулем, то они могут потерять все – работу, бизнес, семью, жизнь.

Роман Юринов: Посмотрите на стрелку Васильевского острова, там байкеры собираются и пьют чай. По статистике пьяных автомобилистов в процентном соотношении больше, чем мотоциклистов. Конечно, есть такие, кто пьют за рулем, но это, все же, исключение. Если вести по-хамски, можно очень быстро пострадать, тем более байкер, в отличие от автомобилиста, фактически не защищен, так что пить ему смертельно опасно.

Нина Абросова: Тусоваться любят, свои профильные клубы открывают. Среди моих знакомых пьяными на мотоцикле никто не ездит: это опасно для жизни. Часто вижу пьяных людей на мотороллерах. Они бьются и других сбивают, поэтому правильно, что хотят ввести права для таких горе-водителей. Нельзя, не зная правил, выезжать на дорогу. Бывает, что мотоциклисты действительно собираются на тусовки, обычно загородом, на несколько дней, выпивают, но потом все разъезжаются трезвыми.

«Собираются большими тусовками и слушают металл»

Дмитрий Гусев: Есть те, кто едет на работу на байке, есть тусовки по интересам. Раньше байкеры собирались у Прибалтийской, теперь чаще на Стрелке Васильевского острова. С музыкой все индивидуально, те, кто ездят на чопперах, слушают не только ZZ TOP. Предпочтения в музыке это стереотипы. Я вообще музыку не слушаю, предпочитаю звук техники, ветра и дороги.

Роман Юринов: В Петербурге действительно есть около 30 мотоклубов, но мотоциклистов там не много. Много фрирайдеров, которые никому не принадлежат. Да, тусовки мы любим, а по музыке тоже заблуждение.

Нина Абросова: Слушают тяжелую музыку. Есть и те, кто классику слушают.

«Байкеры – гедонисты, эгоисты, которым на всех наплевать, и которые ненавидят пешеходов»

Дмитрий Гусев: Любой нормальный мужик немного гедонист, любит получать удовольствие от жизни, так же как и любая женщина. А с наплевательством не соглашусь. Байкеры - одна из наиболее активных социальных групп. Они много делают не для себя, но за свой счет. Весной в детдома ездят, катают на мотоциклах детишек. Есть клуб «Штрафбат», который занимается исторической реконструкцией, памятники в порядок приводят, организовывают пробеги по местам боёв. Недавно возили гуманитарку на Восток Украины. Говорить, что байкеры - какие-то отщепенцы - это неправильно. Многие также ездят на авто или метро, ходят пешком. Мотоцикл просто транспорт или вид активности. Вот на Западе есть коллективы, которые живут обособленно и антисоциально. Но у нас нет истории, чтобы байк-клубы существовали за счет продажи наркотиков и оружия. Во всяком случае, я не знаю таких. Нельзя сказать, что все байкеры грубы всегда и во всём, например, президент мотто-клуба «Штрафбат» - детский врач. Есть, конечно, персонажи, которые такой имидж в массы несут, и считают себя предводителями байкеров всея Руси, например, небезызвестный Хирург. Но многие не одобряют его поведение, и то, что колонну на открытии сезона Петербурга поведёт Хирург, многим кажется не совсем правильным. А после бойни в Зеленограде и суда над Юрием Некрасовым, руководителем движения «Мотоситизен», участие в мероприятиях «Ночных волков» - это личный выбор каждого. Очень специфический выбор.

Есть, конечно, персонажи, которые такой имидж в массы несут, и считают себя предводителями байкеров всея Руси, например, небезызвестный Хирург. Но многие не одобряют его поведение, и то, что колонну на открытии сезона Петербурга поведёт Хирург, многим кажется не совсем правильным. А после бойни в Зеленограде и суда над Юрием Некрасовым, руководителем движения «Мотоситизен», участие в мероприятиях «Ночных волков» - это личный выбор каждого.

Роман Юринов: Есть такие, но их мало. У нас сейчас появились политизированные мотоциклисты, типа «Ночных волков». Открытие сезона будет проводить московский байкер Хирург. Недавно был мотосовет, там единодушно, несмотря на противоречия между нашими клубами, выступили против. Нам говорят: «волки» традиционно открывают сезон. Но поведение Хирурга многим не нравится, потому что «волки» фактически пиарятся за счет добрых дел. То что «Штрафбат» отвез несколько гуманитарных конвоев на Донбасс, об этом нигде не кричат, люди делают свое доброе дело без саморекламы. Надо договариваться с людьми, А НВ этого не хотят, Петербург поставили перед фактом и все. Не думаю, что основные клубы с ним поедут. Только если их «прижмут» административным ресурсом. Показателен и случай в Зеленограде, когда около 50 «волков» с битами и ножами приехали разбираться с клубом «3 Дороги». Там было четверо байкеров и двое гостей, которые решили отделиться от их сообщества. Одного из «волков» ранили, потому что оборонялись, так его везли до больницы почти 2 часа. Он умер от кровопотери. Стрелявшему вменили превышение самообороны, и во время процесса был заменен прокурор по просьбе Хирурга.... На Мотосовете предлагали компромиссные варианты на открытии мотосезона, но они отказались их обсуждать . Мы против политизации движения.

Нина Абросова, фото: Сергей Ермохин

Нина Абросова, фото: Сергей Ермохин

Нина Абросова: Как правило, это одиночки или живущие в своем кругу. Не любят подпускать чужих. Когда сближаешься с ними, понимаешь, что они обычные люди, уязвимые, просто не подпускают к себе, кого попало. Бывает, сначала чувствуешь антипатию к ним, потом понимаешь, что это добрейшей души человек. Байкеры – это братство, они готовы вписаться за своих в любое время. Кода байкер на дороге останавливается, другие также останавливаются ему помочь. Нас объединяет стремление к жизни, поэтому я бы посоветовала автомобилистам не завидовать, а присоединяться к нам. В разговоре обычно слышишь – «Я не люблю байкеров, они такие-сякие». Много споров и негатива встречаю в адрес байкеров, но когда начинаешь выяснять, понимаешь что это просто стереотипы, и многие автомобилисты сами не прочь пересесть на байк.

  • Нина Абросова,фото: Сергей Ермохин
  • Нина Абросова, фото: Сергей Ермохин
  • Нина Абросова, фото: Сергей Ермохин
  • Нина Абросова, фото: Сергей Ермохин
  • Нина Абросова, фото:Сергей Ермохин
  • Нина Абросова, фото:Сергей Ермохин
  • Дмитрий Гусев, фото: Сергей Ермохин
  • Дмитрий Гусев, фото: Сергей Ермохин
  • Роман Юринов, фото: Сергей Ермохин
  • Роман Юринов, фото: Сергей Ермохин
  • Роман Юринов, фото: Сергей Ермохин
  • Нина Абросова,фото: Сергей Ермохин

share
print