Истории

Велосипедистам разрешили выделенку – что изменится в городе

На днях велосипедам разрешили выезд на выделенные полосы для общественного транспорта, и карта велосипедных маршрутов Петербурга преобразилась в одночасье.

Где кататься?

Благодаря изменениям, внесенным в правила дорожного движения, Петербург сделает большой шаг на пути к велосипедизации. 

Сейчас выделенная полоса есть на Невском проспекте, Большой Пушкарской улице и Большом проспекте Петроградской стороны, а также на Гороховой улице и Вознесенском проспекте. К чемпионату по футболу, то есть к 2018 году, ее обязательно оборудуют на Московском проспекте и Пулковском шоссе. Кроме того, в планах – Заневский проспект и Косыгина, Стачек и Петергофский, полукруг Ленинский – Типанова – Славы, улица Добролюбова от Тучкова моста до Кронверкского проспекта, улица Ильюшина в районе метро «Комендантский проспект»… Выделенку на Лиговском проспекте лучше даже не рассматривать: она расположена посреди проезжей части, да там еще и рельсы, которые в дождь становятся очень  скользкими.

Чтобы передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования, требуется завидное мужество. И потенциальные велосипедисты не становятся действующими потому, что побаиваются ехать там, где с одной стороны – припаркованные авто (того и гляди – шарахнет открывающейся дверью), а с другой – поток транспорта: юркие легковушки, стремительно меняющие ряд, широкие троллейбусы, пахучие грузовики.

Но если комбинировать маршрут с использованием широких тротуаров на набережных и улиц, где транспорт проезжает лишь раз в несколько минут, а парковка запрещена – для неофитов велодвижения открываются огромные возможности. Опытным велосипедистам от новых правил не холодно и не жарко: они этими полосами пользовались и раньше.

карта велосипедизации

Что ждут от велосипедистов 

«Мой район» поинтересовался у водителя автобуса, у гаишника и ветерана велодвижения, что они думают о новых правилах, и получил вполне ожидаемые ответы. Гаишник рассудил, что, как прикажет начальство, так он и будет действовать, и посетовал, что велосипедисты не возят с собой документы, так что оштрафовать их за нарушения правил очень и очень сложно, хотя такая статья в кодексе предусмотрена. А тащить каждого байкера в участок для установления личности – слишком муторно. Еще он горячо пожелал, чтобы на дороги не выпускали хотя бы несовершеннолетних. Сейчас выезд на проезжую часть запрещен для тех, кому нет 14-ти.

Для велосипедистов-нарушителей предусмотрен штраф - 800 рублей или полторы тысячи - если он был пьян. Несовершеннолетних, естественно, не штрафуют.

Водитель автобуса был более категоричен. Он оставил свое воззвание на одном из водительских форумов:

- Эти идиоты великовозрастные, они ведь совершенно не понимают, как себя вести. Я иногда вижу на Невском девицу, которая катается на велосипеде в плеере. Я очень редко встречаю людей в шлемах. Они обожают ездить попарно и разговаривать, занимая тем самым почти всю полосу. Они ездят даже ночью и, конечно, без светоотражателей. У нас считается большой удачей работать на Невском – потому что ты реально ездишь, а не стоишь в пробке, но если полосу заполонят велосипедисты, желающих уже не будет.

Отметим, что автомобилистам идея автобусных полос не нравится еще и потому, что для автобуса отводят не одну полосу, а полторы. И еще полторы остается – для машин. В результате – хроническая пробка. Но вот, например, на Гороховой автобусная полоса узкая, и теперь недовольны уже велосипедисты. На широкой полосе автобус запросто может обогнать двухколесное транспортное средство, а вот на узкой – может и ободрать ненароком.

«Я сам, лично, на себе испытал, что значит быть "затёртым" автобусом, когда водитель, не рассчитав своих габаритов и длины, обогнал меня и начал прижиматься к поребрику, - вспоминает экс-пресс-секретарь клуба «ВелоПитер» Павел Семенов. - Лишь хорошие тормоза и реакция спасли меня от падения под задние колёса автобуса.  К тому же, большинство городских автобусных маршрутов отдано на обслуживание мелким компаниям, которые зачастую нанимают неквалифицированных водителей, либо вообще сдают им автобусы в субаренду. Вот и получаются ДТП. В Правилах дорожного движения, кстати, прописан интервал между велосипедистом и автобусом – не менее 1 метра. Это даже на Невском трудно осуществить. Насколько частыми будут ДТП с велосипедистами после того, как их пустили на автобусные полосы - покажет этот сезон».

Итак, самая проблемная ситуация – обгон. Автобус едет на 40 км/ч, велосипедист в лучшем случае разгоняется до 20. Корреспондент «МР» опробовал способ движения по выделенке, но ему повезло: сзади все время нагонял один и тот же автобус, но его частые остановки позволяли оторваться. Все-таки, если считать с остановками, то скорость движения общественного транспорта в городе не превышает 25 км/ч.

Запрыгивать на тротуар, когда автобус приближается – это не выход. Во-первых, тротуары на протяжении почти всего Невского отделены от проезжей части оградками. Во-вторых, зачем пугать пешеходов? И, в-третьих, не у всех есть спортивные навыки, а тротуары – довольно высокие. Для себя я решила, что, если автобус все-таки нагонит, я слезу с велосипеда и заберусь на тротуар.

Правила безопасности 

«Велосипед, - напоминает Павел Семенов, - должен быть оснащён всеми вещами, прописанными в ПДД. Это звуковой сигнал, передний и задний фонари, плюс у велосипедиста весьма желательны нашлемное зеркало заднего вида, шлем, яркая одежда и множество светоотражающих элементов. Шлем необходим не только как защита головы, но и для идентификации в потоке машин человека не как медленного пешехода, а как велосипедиста, который может ускориться и совершить манёвр. Ведь водитель автобуса видит над крышами машин, например в случае ряда автомобилей поворачивающих направо, только голову человека, и не всегда понимает, что это велосипедист. Еще я думаю, что использование наушников велосипедистами (и не только) должно быть приравнено к пользованию телефоном за рулём».

Велосипед должен быть оснащён всеми вещами, прописанными в ПДД. Это звуковой сигнал, передний и задний фонари, плюс у велосипедиста весьма желательны нашлемное зеркало заднего вида, шлем, яркая одежда и множество светоотражающих элементов.

Петербургские власти пока не отреагировали на изменения в правилах. Теоретически, на уже имеющихся выделенках должны появиться – вместе с буквой А – значки велосипеда. Свое слово может сказать и бизнес – организатор велопроката. Скажем, на Петроградской стороне пока есть только одна велоточка - у метро «Петроградская». Да и то: стойка там есть, а велосипедов на ней нет.

share
print