Истории

Панорама «Битва за Берлин»: трагедия и триумф в одной экспозиции

Автор проекта Дмитрий Поштаренко обсудил с «МР», какие мысли он хотел донести до посетителей.

Трехмерная панорама «Битва за Берлин» поражает количеством достоверных исторических деталей: от надписей советских солдат на колоннах Рейхстага до элементов немецкого быта военных лет. Целый исторический пласт — штурм Рейхстага группой солдат под командованием Семена Сорокина — был поднят авторами. Теперь посетители могут не только посмотреть, но и буквально прикоснуться к предметам прошлого: к оружию, технике, солдатской форме, мебели в полуразрушенном доме жителя Берлина. Панорама приспособлена и для посетителей с ограниченными возможностями.

11 марта — 25 мая

«Ленэкспо»

0 — 150 рублей

Как панорама заставляет задуматься о важных вещах, автор «Битвы за Берлин» Дмитрий Поштаренко рассказал «МР».

Дмитрий Поштаренко

Какие материалы использовались, чтобы достичь впечатления подлинности?

Тут главное не материал, а роспись. Перед художниками стояла задача передать фактуру дерева, металла, камня, и они с ней справились.

Какие-то моменты приходилось менять. Так, мы столкнулись с проблемой: траншеи, по которым следуют посетители, были слишком глубокими, зрителю было сложно вылезти, чтобы осмотреть всю экспозицию. И нам пришлось где-то добавить в траншеи мешки с песком, где-то — гнутую арматуру, ящики.

Какими впечатлениями делились ветераны?

Многие отмечают, что нам удалось показать событие исторически достоверно. Они обращают внимание на мелочи, которые мы восстанавливали по фотографиям, документам, воспоминаниям. Например, у нас в гостях был Михаил Михайлович Бобров - альпинист, почетный житель Петербурга. Он участвовал в боях на Кавказе, в том числе — на Эльбрусе. Он помог нам в создании части экспозиции, где мы немного рассказываем о горной войне (интерьер комнаты немецкого альпиниста). Там мы приводим его цитаты.

Какие еще детали удалось воссоздать?

В тех же самых интерьерах мы видим книги на полках, видим древо семьи того времени. На полу — осколки. Затем мы выходим «на улицу» и перед нами – окопы, в них — ящики и силуэты тел. Что касается Рейхстага, мы специально ездили в Германию изучать архитектуру здания, замерять надписи и следы от советских снарядов. И нам удалось показать эти следы на тех самых местах, где они остались в реальности.

Как вы думаете, удалось ли вам найти нужное настроение, чтобы говорить о войне и победе?

Мне кажется, да — благодаря разделению экспозиционных зон. В первой зоне мы показываем фотографии и повествуем о том, как наши войска пришли в Берлин и чего нам стоил этот путь. Затем зрители попадают в дома немцев (альпиниста, художника, музыканта — «МР»). И тут становится ясно, что война одинаково страшна для обеих сторон, что от политических конфликтов страдают мирные люди. Дальше — бой на улице Берлина, гарь, хаос, разрушение. Двигаясь по траншеям, посетители узнают о судьбах реальных людей, которые штурмовали Рейхстаг: множество малоизвестных фактов и историй. И из экспозиции Рейхстага мы попадаем в символический сад победы. Это то, ради чего сражались — мир, цветущий май и возвращение домой.
Перед нами не стояла задача воодушевить зрителя рассказом о войне; наоборот, цель — заставить человека задуматься и понять, что любая война — это зло, но память о тех, кто сражался за мир, мы должны хранить.


 

share
print