Истории

В Петербурге появился план по борьбе с нелегальной рекламой

Экспертная группа «Улицы Петербурга» представила доклад об упорядочении рекламы в Петербурге, который активисты разработали вместе с Комитетом по благоустройству.

О том, что городу необходима стратегия по борьбе с незаконной рекламой, стало понятно, когда центральные улицы окончательно превратились в галерею разноцветных афиш борделей и однодневных гостиниц. Петербуржцы не раз пытались привлечь внимание властей — сами проводили рейды против нелегальных расклеек, даже отправляли килограммы мусора с рекламой проституции в приемную губернатора. Возглавляющий штаб по благоустройству вице-губернатор Игорь Албин в феврале поручил Комитету по благоустройству создать «Рабочую группу по разработке плана мероприятий по нормализации ситуации с размещением рекламы в Санкт-Петербурге». Накануне группа представила доклад по борьбе с нелегальными объявлениями.

Фактически документ развенчивает миф о том, что наружная реклама выгодна городскому бюджету, поэтому ради нее стоит пожертвовать безопасностью дорожного движения, отдать ей все фасады и тротуары. По мнению экспертов, проблему нельзя решить одним лишь повышением штрафов или показательной очисткой Невского проспекта. Для этого нужен целый план действий, который активисты и представили в своем докладе.

Как пояснили авторы документа, он обозначает путь, который должен выбрать Петербург, чтобы через 3-5 лет причислить себя к списку городов, избавившихся от визуального мусора, к которому относятся избыточные вывески и рекламные конструкции.

«Реклама все больше становится контекстной и нацеленной. Размещение огромных щитов в городе – привет из прошлого века. Сокращение рынка наружной рекламы должно стимулировать рекламодателей больше тратить на рекламу в СМИ. Они выполняют важную социальную функцию и выживают сегодня только благодаря рекламе. Доклад – это итог многолетних наблюдений за рекламой и вывесками в городе. Он обобщает результаты натурных исследований на улицах города, анализ правовой практики и системы государственного регулирования отрасли», - пояснил «МР» урбанист и один из авторов доклада Александр Минаков.

  • _ERM6798

    С.Ермохин

  • _ERM6780

    С.Ермохин

  • _ERM6799

    С.Ермохин

  • _ERM6807

    С.Ермохин

  • _ERM6818

    С.Ермохин

  • _ERM6802

    С.Ермохин

  • _ERM6825

    С.Ермохин

  • _ERM6792

    С.Ермохин

  • _ERM6816

    С.Ермохин

  • _ERM6809

    С.Ермохин

  • _ERM6844

    С.Ермохин

  • _ERM6822

    С.Ермохин

  • _ERM6830

    С.Ермохин

  • _ERM6833

    С.Ермохин

  • _ERM6783

    С.Ермохин

  • _ERM6820

    С.Ермохин

По данным Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, на которые ссылаются общественники, доходы бюджета от наружной рекламы образуют лишь 0,1% доходной части бюджета, вся отрасль создает 0,2% валового регионального продукта. Поэтому исчезновения с улиц назойливой рекламы в финансовом плане город просто не заметит.

«Нужно открыть перспективы улиц, закрытые щитами, наладить контроль за вывесками, приравнять нелегальную расклейку к серьезному преступлению – и мы увидим совсем другой Санкт-Петербург».

Как бороться с нелегальной рекламой?

1. Разработать простой и быстрый электронный механизм согласования вывесок по принципу «одного окна».

2. Создать единую общедоступную базу рекламных и информационных конструкций, чтобы не только контролирующие органы, но и любой гражданин мог проверить законность размещения.

3. Развить архитектурно-художественный регламент путем разработки дизайн-кода, то есть документа, который наглядно иллюстрировал бы правила размещения вывесок на исторических и типовых зданиях.

4. Привести наружную рекламу в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения. Для этого должны исчезнуть рекламные конструкции над дорогой, на разделительных полосах, вблизи перекрестков и переходов, а также мигающие и видеоэкраны.

5. Размещать рекламу на уже встроенных в городскую среду объектах – остановках транспорта, туалетах, урнах. Так она не будет создавать препятствий пешеходам.

6. Не смешивать рекламу и городскую навигацию.

7. Победить незаконную расклейку и нанесение рекламы краской можно методом автоинформатора, который блокирует указанные в ней номера телефонов. В сочетании с активной информационной кампанией, побуждающей петербуржцев бороться с этим злом, и ежедневной очисткой это даст эффект в течение одного года. Для начала стоит провести полицейскую спецоперацию по выявлению организаторов.

8. В общественном транспорте не размещать рекламу внутри салона и на стеклах. Звуковая реклама в транспорте и на эскалаторах метро должна быть запрещена полностью.

9. Включить в городскую комиссию по социальной рекламе независимых специалистов. Чтобы социальная реклама была действенной, нужно, чтобы ее разрабатывали не чиновники, а профессиональные рекламисты, дизайнеры, психологи.

10. В перспективе перед Санкт-Петербургом встает задача разработки единого и подробного руководства по городскому дизайну, которое определит, где, что и как должно стоять, висеть, лежать на городских улицах и в общественных пространствах.

Александр Минаков, урбанист, один из авторов проекта

Федеральное законодательство проводит разделение между информационными вывесками (магазинов) и рекламой. В части вывесок важную роль сыграл принятый в 2014 году Архитектурно-художественный регламент объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге.

Однако пока чиновники выполнять этот регламент не спешат. Главный художник Петербурга признал, что из 1423 рекламных и информационных конструкций на Невском проспекте 1164 незаконны. Это не считая нелегальной расклейки. В части рекламы самым мудрым решением администрации города за последние 25 лет стало принятое в 2014 году решение о новой схеме размещения рекламы, предусматривающей сокращение с 10 000 до 532 единиц.

Затем город подвергся самому настоящему шантажу со стороны нескольких представителей рекламной отрасли. Этот бизнес, существующий только благодаря городу и использующий дефицитный городской ресурс, не учитывает интересы миллионов петербуржцев и не хочет соблюдать закон, втягивая город в судебные и медийные войны. Под давлением рекламного лобби в декабре того же года позиция городского руководства резко изменилась. Начались нелепые переговоры с федеральным правительством по поводу официального разрешения отдельному городу нарушать принятые в стране нормы безопасности движения и затягивание с демонтажом незаконных конструкций.

Сейчас Петербург снова стоит перед угрозой легализации более чем 10 000 рекламных конструкций на целых десять лет. Сегодня с нелегальной рекламой активно борется не только Москва, но такие города, как Красноярск, Великий Новгород, Одинцово. Снижение спроса на рекламу из-за экономического кризиса – удачный момент пересмотреть отношение города к этой проблеме.

Глава комитета по печати Петербурга Сергей Серезлеев

Губернатора пролоббировить невозможно, так что домыслы об интересах бизнеса и давлении на городское правительство неуместны. Современный рекламный рынок в Петербурге - это 1 процент бюджета, но нужно понимать, что за цифрой 0.1 процент стоит 800 млн рублей отчислений в городской бюджет. Это более 5 тысяч человек, полный цикл производства, рабочие места. Рекламный рынок сформировался, и взять и закрыть просто так производство, было бы более чем неразумно.

ГОСТ по размещению рекламных и информационных конструкций был принят в 2003 году, с тех порт все было в порядке. Тут неожиданно решили принять жесткие решения. Мы принимали схему в апреле прошлого года не просто так. Ростехрегулирование сообщило, что ГОСТ добровольный. В городе стояло 14 тысяч конструкций, а осталось 9600 - более 4 тысяч уже убираем. К тому же, у коллег из Москвы из-за этой схемы много проблем - провели торги, выдали разрешение с нарушением ГОСТа, а потом ГУВД требует их демонтировать, и предприниматели жалуются и требуют вернуть деньги. Мы в этой части более защищены оказались. Должен быть единый подход. Убивается рынок, и его тоже надо защищать. Сейчас ведется работа по внесению изменений в ГОСТ. Пока не урегулирован правовой вопрос по ГОСТу, рекламщики должны платить в бюджет по старой схеме, конструкции, за которые не заплатили должники, будут демонтированы.

Что касается незаконной рекламы, то демонтировать ее может только полиция. За 2014 год было демонтировано 14 тысяч рекламных конструкций – афишные стенды на фасадах, отдельные консоли на зданиях. Ежегодно направляем информацию в органы полиции. Более 2.5 тысяч заявлений о незаконной рекламе в полицию направили, но из 2.5 заявлений привлечено к административной ответственности не более 100 нарушителей. Надо изменить закон о рекламе, чтобы штрафовать могли не только полиция, но и исполнительные органы власти. Мы, кстати, предлагали эту инициативу, но петербургский ЗакС ее отклонил.
 

share
print