Истории

Премию Сергея Курёхина превратят в грандиозный перформанс со слонами и зайцами

17 апреля в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина вручат премию за самые яркие достижения последнего года в современном искусстве.

17 апреля в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина состоится мультимедийный перформанс: церемония вручения премии Курёхина за самые яркие достижения последнего года в современном искусстве. Среди членов жюри — Михаил Пиотровский, Александр Боровский, Сергей Соловьев, Каспер Кениг.

С 17 апреля по 9 мая в Центре пройдет выставка номинантов. Все работы из лонг-листа будут представлены на экранах в цифровом формате.

Режиссеры церемонии Катя Бочавар и Петр Айду и художественный руководитель Центра Анастасия Курёхина рассказали «МР» о церемонии и «подкинули дров» в вечный спор петербуржцев и москвичей.

Анастасия Курёхина_Премия Курёхина_Пермаков Евгений

Фото: Евгений Пермаков

Петербург/Москва

Анастасия Курёхина: Почти в каждой номинации есть хотя бы один участник «Манифесты». Все-таки, здорово, что она прошла именно в Петербурге, потому что мы до сих пор отстаем от Москвы по количеству галерей, центров современного искусства. Нам было очень приятно, что Центр Сергея Курёхина выбрали как официальную площадку. Здесь побывало огромное количество зрителей, журналистов, кураторов, экспертов. Всем очень понравилось наше здание, которое само по себе уже воспринимают как арт-объект.

Катя Бочавар: У Петербурга и Москвы просто совершенно разная динамика и разная артистическая судьба; темперамент, история, география, архитектура. Но нет Питера без Москвы и Москвы без Питера. Мы все без конца ездим туда-сюда, обмениваемся, участвуем в выставках друг друга. С тех пор как появились быстрые поезда, люди ездят туда и обратно чуть ли не ежедневно. Я думаю, что расстояние между городами все сокращается.
Кстати, все москвичи очень нежно относятся к Питеру и завидуют во многом. И поэтому немножко странно, что, приезжая в Петербург, ты каждый раз подвергаешься — раз 10-15 на дню — каким-то подколкам и издевкам, что ты, мол, из Москвы. Никому из москвичей и в голову не придет подкалывать питерцев подобным образом. Впрочем, это такая милая специфика общения, как семейная шутка.

А.К.: А меня подкалывали много раз в Москве! Все равно, говорили, твой Петербург — деревня.

Петр Айду: Так могут говорить люди, которые сами приехали в Москву месяц назад.
Лично у меня так случилось, что моя выставка «Реконструкция шума» в Петербурге получилась наименее посещаемой, по сравнению даже с Владивостоком, Берлином. Но, мне кажется, это случайность. Я сам люблю Петербург гораздо больше, чем Москву.

Петр Айду Фото: Наталья Чебан

Перфоманс без границ

К.Б.: Мне интересно, что абсолютно любое пространство может стать территорией современного искусства. Искусство проникает в моллы, в кинотеатры… Разрабатывая церемонию вручения премии, ты можешь сделать самостоятельный арт-перформанс. Именно так и стоит расценивать то, что увидят зрители 17 апреля.

Важно, что все участники проекта когда-то получали премию Сергея Курехина. И я, и Петя (Гран-при в прошлом году), и Маня Алексеева и Борис Казаков, авторы видеоконтента. Даже те, кто будут вручать приз, тоже когда-то были лауреатами премии — своеобразная преемственность. А вести церемонию будут художник и музыкант — Александр Дашевский и Дмитрий Кротенко. Кстати, один из Питера, другой из Москвы.

Это место вспомнит, что когда-то было кинотеатром, будут запущены кинопроекторы, модернизирован экран. Оркестр будет состоять из музыкальных и шумовых инструментов разных времен: в частности, тех, что использовал сам Курехин (например, утюгон). Так будет воплощен дух эксперимента в музыке. Но на этот раз эксперимент будет очень персонифицирован. Участников даже нельзя назвать ансамблем: это индивидуальности, которые под руководством Петра будут по определенной схеме комбинировать свое искусство.

П.А.: Во-первых, все номинанты выйдут в зал на слонах, чтобы показать русскую идентичность, особость России. Еще у нас будут участвовать зайцы и немного коз. Что касается музыки, мы лишь задаем некое направление для импровизации. Ди-джей будет оперировать записями Курехина, а музыканты будут свободно развивать эти темы. Результат станет сюрпризом для всех, в том числе для исполнителей.

Катя Бочавар  

Всеобщий синтез

А.К.: Идея премии возникла у меня еще 18 лет назад, когда не стало Сергея. Мы долго думали: будет ли это премия для пианистов, или для композиторов — мнения разошлись, вопрос был надолго отложен. Проекты Сергея включали в себя и художественные арт-объекты, и, по большому счету, все, что он делал — это был такой глобальный перформанс. В конце концов, мы сделали премию в области современного искусства, включающую самые разные дисциплины. Это синтетическая премия для синтетического искусства. Была идея включить даже показы авангардной моды, анимацию… Я думаю, что вопрос с включением театра и кино тоже возникнет. Потому что у нас уже были случаи, когда мы не могли понять: спектакль перед нами или перформанс? Разные виды искусства все больше срастаются. Это видно на примере творчества Кати Бочавар: она была художником, куратором, теперь — режиссер. А некоторые знают Катю как авангардного ювелира.

П.А.: Когда я работал над проектом «Реконструкция утопии», я понятия не имел, что такое «Поп-механика» Сергея Курёхина. Я знал, что такой человек был, и все. Но люди, которые присутствовали на наших выступлениях, в один голос стали мне говорить: это же точно в духе «Поп-механики», это же оттуда. Интересно, как мы совпали.

К.Б.: Эксперимент в области акустического звука и синтеза звука идет по определенному ритму, поэтому возникают пересечения. Я сейчас активно работаю на территории современного звука и наблюдаю, что между contemporary music (новой академической музыкой) и акустическими шумовыми экспериментами уже порой невозможно провести границу. Авторы заходят с разных сторон, а приходят к одной и той же проблеме. И для слушателя одно от другого отличить невозможно.

П.А.: ...И то, и другое слушать невозможно. (Но стоит попробовать.)

share
print