Истории

Музей Иосифа Бродского откроют к его юбилею

Двери многострадальной квартиры-музея откроются в день 75-летия поэта, 24 мая.

«Меж Пестеля и Маяковской стоит шестиэтажный дом. Когда-то юный Мережковский и Гиппиус прожили в нем два года этого столетья. Теперь на третьем этаже живет герой, и время вертит свой циферблат в его душе», - эти строки из своего «Петербургского романа» Иосиф Бродский посвятил дому Мурузи, в котором вот уже 15 лет не могут создать музей поэта. Точку обещают поставить 24 мая 2015 года, в день 75-летия Бродского, хотя и это снова будет лишь запятая – в этот день откроют лишь полторы комнаты музея. Остальные помещения, включая чердак и внутренний двор, обещают отреставрировать постепенно.

4 марта в Петербург из Нью-Йорка в Музей Анны Ахматовой привезли личные вещи нобелевского лауреата, которые переместят в будущий музей. Их передала вдова Мария Соцциани-Бродская. По словам директора Фонтанного дома Нины Поповой, общий вес посылки - около 720 килограммов. Среди экспонатов: письменный стол, секретер, настольная лампа, кресло, диван, постеры, связанные с итальянскими поездками поэта, его библиотека и коллекция почтовых открыток.

  • фото: пресс-служба Фонтанного дома
  • фото: пресс-служба Фонтанного дома
  • фото: пресс-служба Фонтанного дома
  • фото: пресс-служба Фонтанного дома
  • фото: пресс-служба Фонтанного дома
  • фото: пресс-служба Фонтанного дома

«Экспонаты в будущий музей Иосифа Бродского начали поступать в Фонтанный дом с мая 1990 года. На данный момент у нас 1660 единиц. Но любой музей - это диалог, это общественный форум, а не какая-то закрытая структура, и открытие 24 мая - это только начало. Чердак площадью 250 квадратных метров надо также сделать частью музейного пространства», - рассказала директор музея Ахматовой Нина Попова.

Куратор будущего музея — старший научный сотрудник Фонтанного дома Николай Солодников сообщил, что утвержденная схема планировки квартиры уже готова. В ближайшее время фонд ждет согласия на перепланировку от соседей снизу.

«Квартира в очень плохом состоянии. К 24 мая мы поднимем полы, укрепим перекрытия, сделаем ремонт. Полторы комнаты мы ремонтировать не будем, потому что они сохранились очень хорошо. Соседка, Нина Васильевна Федорова, будет оставаться в квартире во время ремонта, она не хочет выезжать. Первые посетители войдут в эти полторы комнаты 24 мая, правда допуск будет ограничен - будем пускать по 5-7 чловек. Для полноценного музея пространства пока маловато, но к 24 мая нужно создать условия, чтобы туда могли попасть первые посетители, затем будем ремонтировать другие помещения».

  • IMG_5935.jpg
  • IMG_5965.jpg
  • IMG_5970.jpg
  • IMG_5996.jpg
  • IMG_6041.jpg
  • IMG_6053.jpg
  • IMG_6089.jpg
  • IMG_6103.jpg
  • IMG_6128.jpg
  • IMG_6163.jpg
  • IMG_5857.jpg
  • IMG_5910.jpg

Вице губернатор Петербурга Владимир Кириллов добавил, что все разногласия с соседкой Ниной Федоровой удалось решить.

«Все права Нины Васильевны Федоровой соблюдены от и до, и она сейчас идет нам навстречу, и спасибо ей за это. До сих пор есть определенные сложности, но я думаю, что мы их устраним», - сказал чиновник.

Советник губернатора Петербурга Александр Малышевский сообщил, что открытие музея Бродского станет лишь началом – нужно еще продумать его концепцию. 

История с созданием музея началась 15 лет назад: тогда лауреаты Нобелевской премии, деятели мировой и российской культуры обратились к губернатору Владимиру Яковлеву с предложением создать музей в квартире в доме Мурузи, в которой жил поэт. Инициативу поддержали, был образован фонд создания музея Иосифа Бродского. По проекту, «полторы комнаты», в которых жила семья поэта, и станут музеем Бродского, а остальное пространство займет музейно-культурный центр, в котором планируется библиотека, зал для литературных вечеров.

Квартиру, которая состоит из пяти комнат, выкупали частями: три приобрел фонд на деньги «Альфа-банка» за 165 тысяч долларов, четвертую — на средства ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» за 10 млн рублей. Процесс остановился на пятой, последней, комнате. В этой комнате живет бабушка Нина Федорова, которая отказывалась выезжать из квартиры. Власти предлагали женщине выкупить ее квадратные метры, но долгое время договориться не удавалось. Пенсионерка не хотела продавать городу свое жилье менее чем за 15 миллионов рублей. В итоге соседку решили оставить в покое, так как, по мнению чиновников, она — «элемент жизни» Бродского.

Справка

Знаменитый дом Мурузи по адресу Литейный, 24-27, где в начале прошлого века жили поэты Дмитрий Мережковский и Зиннаида Гиппиус, - памятник архитектуры конца XIX века, его фасады исполнены в затейливом «мавританском стиле». Дом, в котором жил знаменитый поэт и нобелевский лауреат Иосиф Бродский, был построен в конце XIX века греческим князем Мурузи, и вскоре в одном из его флигелей поселился писатель Николай Лесков, а другую квартиру занял брат поэта Игоря Анненского. В литературном салоне Зинаиды Гиппиус всегда можно было встретить кого-нибудь из поэтов-символистов, в том числе Александра Блока и Андрея Белого.

После революции еще один известный поэт Николай Гумилев открыл в своей квартире так называемый «Дом поэтов» - литературную студию, где поэты серебряного века собирались, чтобы почитать стихи, а иногда и разыграть любительский спектакль. Но после смерти Гумилева и уплотнительном заселении квартир дома Мурузи - все они превратились в «коммуналки» - литературная жизнь в этом месте временно прекратилась.

В середине XX века в 28-й квартире этого дома поселился Иосиф Бродский со своими родителями. Кроме них, там уже проживали три разные семьи. Бродским достались две смежные комнаты, одну из которых, совсем маленькую, занял Иосиф. Позже, в своих воспоминаниях, Бродский напишет, что жил с отцом и матерью «в полутора комнатах» и писал свои первые стихи «на десяти квадратных метрах, которые были лучшими квадратными метрами в его жизни».

Из этой квартиры Бродский, обвиненный в тунеядстве, уехал в архангельскую ссылку. После того как он был досрочно освобожден, ему долго не удавалось прописаться обратно к родителям, но в конце концов, благодаря поддержке композитора Дмитрия Шостаковича, он смог вернуться на свои любимые «десять квадратных метров». Впрочем, ненадолго - через несколько лет поэт эмигрировал в Австрию, а затем переехал в США. Обратно в СССР его больше не пускали, хотя Бродский несколько раз пытался вернуться, чтобы навестить тяжело больных родителей. Но ему так и не удалось с ними увидеться: даже после смерти Александра и Марии Бродских Иосифу не разрешили приехать на их похороны.
После ремонта самой квартиры Бродского на средства меценатов «Морского фасада» планируют отремонтировать лестницу и двор, которые тоже находятся в аварийном состоянии.
 

share
print