Истории

Страхование лифтов под угрозой?

Страхование лифтов под угрозой?

По данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС), в петербургских домах насчитывается 39 тысяч лифтов и ровно треть из них уже выработали нормативный срок в 25 лет. По программе капремонта в текущем году заменить смогут только 872 лифта. Таким образом, более 12 тысяч (!) лифтов остаются потенциально опасными для горожан.

До сих пор утешением в этом вопросе служила норма закона, согласно которой пассажиры лифта, пострадавшие из-за аварии, могут рассчитывать на выплату до 2 млн рублей. Но теперь эта компенсация оказалась под угрозой. Дело в том, что антикризисный план правительства предусматривает возможность введения 2-летних «каникул» в сфере обязательного страхования опасных производственных объектов (ОС ОПО), в том числе лифтов.

Почему нужно страховать лифты

Дела со страхованием лифтов и без вышеупомянутой инициативы обстоят не совсем гладко. Во-первых, у многих нет четкого понимания, что владельцем лифта в многоквартирном доме является не какая-то мифическая организация, а все собственники квартир, поскольку лифт — это общедомовое имущество. Нетрудно посчитать, что при отсутствии страховки в случае аварии со смертельным исходом в доме из 80 квартир на долю каждого собственника придется выплата в размере 25 тысяч рублей. Для сравнения — платеж по страхованию 5 лифтов составит 5 тысяч рублей в год. Применительно к дому из нашего примера квартплата станет больше всего на 5 рублей в месяц. Поэтому имеет смысл требовать заключения договора страхования от юридического лица, выступающего от имени жильцов — ТСЖ или управляющей компании.

Во-вторых, несмотря на то, что большинство владельцев к настоящему моменту все же застраховали принадлежащие им лифты (по информации Национального союза страховщиков ответственности, к концу 2014 года их было порядка 85%), некоторые до сих пор не спешат тратить на страхование лифтов даже упомянутые нами небольшие деньги — благодаря нестыковкам в законодательстве.

— В марте 2013 года объекты лифтового хозяйства были исключены из числа ОПО, и до 1 января 2014 года всем владельцам предлагалось вывести их из реестра ОПО, который ведет Ростехнадзор. В связи с этим многие собственники решили, что теперьстрахование лифтов — мера необязательная. Однако это не так. Лифты по-прежнему относятся к опасным объектам. Эта норма отражена в ст. 5 ФЗ № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Таким образом, владельцы лифтов, как и раньше, обязаны заключить договор обязательного страхования, — комментирует партнер юридической фирмы «Регион» Виталий Бекетов.

ЕЛИАС пока не обнародовала данные за 2014 год, но известно, что в 2013-м в России произошло 28 несчастных случаев при эксплуатации лифтов. В них пострадали 39 человек, 12 из которых погибли. В случае введения «каникул» ОС ОПО пострадавшие и их родственники могут остаться без компенсаций.

Мнения страховщиков

Мы поинтересовались у представителей страховых компаний, чем чревато введение моратория на страхование опасных объектов.

Руководитель PR-службы СГ «АСК» Татьяна Долинина:

— Предложенные правительством «каникулы» по страхованию ответственности ОПО — шаг неразумный, прежде всего для страхователей, так как при наступлении страхового случая возмещение убытков третьим лицам ляжет на бюджет организации тяжелым грузом. По закону о страховой деятельности неуплата страховой премии влечет за собой прекращение договора, значит выплатить возмещение страховщик не имеет права. Следовательно, пострадавшие возмещения не получат вообще или будут судиться годами с организацией — собственником ОПО.

Страховщики, которые занимаются этим видом страхования, тоже пострадают, их сборы упадут. Но это не приведет к краху данных страховых компаний, поскольку они занимаются многими видами страхования и ОС ОПО не является для них определяющим.

Что же касается конкретно лифтов, то ответственность при их эксплуатации обязательно должна быть застрахована, несмотря на то, что из списка особо опасных объектов их вывели. Коснется ли лифтов предлагаемая правительством 2-летняя отсрочка по платежам, непонятно. В любом случае, страхование лифтов необходимо.

Первый заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ» Николай Галушин:

— Вводить «каникулы» по ОС ОПО — как в форме неоплаты страховой премии, так и в форме отказа от страхования — крайне опасная мера, ведущая к дестабилизации ситуации по обязательным видам страхования. По сути, предлагается использовать только формирующиеся компенсационные фонды на выплату убытков по 99% всех ОПО в стране. Это не только дезавуирует саму идею страхования, но и ударяет по предназначению компенсационных выплат, которые направлены на защиту имущественных интересов страхователя в результате банкротства страховщика.

К тому же подобная мера влечет за собой катастрофическое сокращение объемов рынка ОС ОПО: с нынешних 6,5 млрд рублей до величины около 1 млрд рублей, что в итоге приведет и к сокращению отчислений в компенсационный фонд НССО. Минфин вместе со страховщиками проделал большую работу по внесению изменений в закон об ОС ОПО. Нововведения призваны откорректировать практику страхования ОПО, увеличить компенсационную составляющую по выплатам пострадавшим, поднять страховые суммы по ряду наиболее важных ОПО, расширить список тех, кто является получателем сумм страхового возмещения. И вот на этом фоне предлагается, по сути, остановить ОС ОПО. Не хочется вспоминать резонансные события, в результате которых закон об ОС ОПО был принят, потому что нагрузка по выплатам семьям погибших легла, в том числе, на плечи бюджета. Но происходящее — это возврат в прошлое.

Продолжение следует.

Материал предоставлен порталом «Разумная Недвижимость»

share
print