Истории

В Петербурге обсудили, почему нужна новая индустриализация

«Необходимость реиндустриализации России» – с дебатов на эту тему 31 января начал работу дискуссионный клуб «Справедливая политика».

Судя по тому, как сформулирована тема дебатов, их организаторы не сомневаются в том, что России реиндустриализация нужна. Выступивший со вступительным докладом журналист и историк Дмитрий Жвания привел достаточно аргументов в пользу той мысли, что, если Россия не возродит свое индустриальное производство, она в итоге утратит национальный суверенитет.

«Доля наукоёмкой продукции отечественного машиностроения составляет всего 2–3% от общего объёма производства. Положение близко к наблюдавшемуся в период, предшествующий советской индустриализации», — отмечают эксперты Российского экономического университета имени Георгия Плеханова.

«Всё время после развала СССР промышленный потенциал России разрушался, — заявил Жвания. — В начале 2014 года снесли даже завод, на котором в своё время работал отец президента Путина, — петербургский «Вагонмаш» (в прошлом — Ленинградский вагоностроительный завод имени Ивана Егорова).

  • DSC_0072

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0017

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0058

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0023

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0049

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0010

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0090

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0109

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0095

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0119

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0087

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0122

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0113

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0160

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0170

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0166

    Павел Ульяницкий

  • DSC_0153

    Павел Ульяницкий

На примере судьбы «Вагонмаша» видна вся «рациональность» рыночной экономики. «Вагонмаш» вовсе не был «морально устаревшим производством», как заявляют те, кто оправдывают его снос. На заводе выпускали современные трамваи и вагоны метро. Именно инженеры «Вагонмаша» спроектировали и разработали новые вагоны метрополитена четвёртого поколения и развернули строительство нового высокотехнологичного производства инновационного типа для сборки поездов метро. Этот их проект получил название «НеВа», его признали лучшим инновационным проектом Санкт-Петербурга для нужд городского хозяйства. И тем не менее завод обанкротился, и его в итоге снесли».

Сославшись на недавний доклад экспертов Российского экономического университета имени Георгия Валентиновича Плеханова, Жвания отметил, что наиболее чувствительный удар «либерально-олиграхический вектор развития экономики России» нанес по отечественному машиностроению. «Доля наукоёмкой продукции отечественного машиностроения составляет всего 2–3% от общего объёма производства. Положение близко к наблюдавшемуся в период, предшествующий советской индустриализации», — отмечают эксперты Российского экономического университета имени Георгия Плеханова.

Развал отечественной индустрии прикрывался пропагандистскими заявлениями о России как об «энергетической сверхдержаве», заявил Жвания. Обрушение цен на нефть и ухудшение отношений с «западными партнёрами» показали, чего стоит эта пропаганда. Как отметил докладчик, на последней пресс-конференции Путин признал, что Россия так и не слезла с «нефтяной иглы». Он объяснил это тем, что бизнес идёт в те отрасли, которые приносят прибыль за короткое время. Предпринимателю выгодней купить месторождение, чем завод, сказал президент.

«В свете последних санкционных мер со стороны стран Запада речь идёт не просто о реформировании промышленного потенциала государства, но об обеспечении национальной безопасности», — привел Жвания мнение экспертов РЭУ, отметив при этом, что пока мы хвастались тем, что стали «энергетической сверхдержавой», мир совершил очередной технологический рывок, о котором, в частности, пишет Джереми Рифкин в книге «Третья промышленная революция».

Развал отечественной индустрии прикрывался пропагандистскими заявлениями о России как об «энергетической сверхдержаве». Обрушение цен на нефть и ухудшение отношений с «западными партнёрами» показали, чего стоит эта пропаганда.

Третья промышленная революция — это прежде всего активное внедрение в производство роботов.

Разрушение индустрии — это не просто ликвидация промышленности, которая оборачивается фактической потерей национального суверенитета. Это гигантский цивилизационный сдвиг, чреватый деформацией человеческой природы, подвёл итог Жвания.

После вступительного доклада, который сопровождался показом фильма Дзиги Вертова «Энтузиазм: симфония Донбасса», начались прения. Дмитрий Гусев обратил внимание собравшихся на то, что в то время, когда к власти пришел Владимир Путин, в России насчитывалось 20 миллиардеров, а сейчас – 150. По его мнению, вся политика существующей власти направлена на поддержку крупных банков и корпораций, а малый и средний бизнес находятся в бедственном положении.

Инженер завода «Штурманские приборы» Виктор Алексеев рассказал о своих командировках в северодвинские судостроительные заводы «Севмаш» и «Звёздочка». По его словам, по сравнению с советскими временами, численность работающих на этих заводах сократилась на 75%.

Разрушение индустрии — это не просто ликвидация промышленности, которая оборачивается фактической потерей национального суверенитета. Это гигантский цивилизационный сдвиг, чреватый деформацией человеческой природы.

В ходе прений прозвучала мысль о потребности в полноценном возрождении профессионального образования, а также во внедрении стратегического экономического планирования (разработка единой долгосрочной стратегии промышленной политики России) и ориентации банковской системы на кредитование инновационных проектов в реальном секторе экономики.

Участники дискуссионного клуба «Справедливая политика» обещают собираться не реже одного раза в месяц, вынося на обсуждение различные злободневные вопросы.

share
print