Новости

Диана Качалова: Вливание в ведра с гайками

Президент США «додавил» председателя совета директоров General Motors и тот ушел в отставку. Кроме того, Барак Обама не дал GM и Chrysler денег, заявив: пусть они сначала выполнят взятые обязательства по модернизации производства, а потом просят помощи. Но это про них. У нас все по-другому.

Владимир Путин распорядился выделить АвтоВАЗу 25 миллиардов рублей на уплату долгов, и сделал это: а) как говорил Вини-Пух, «бездвоздмездно»; б) не требуя никакого плана по модернизации наших ведер с гайками. Видимо, по мнению премьера, они и так хороши для местных жителей.

Это уже не первый шаг государства по спасению отечественного автопрома. В конце прошлого года были введены заградительные пошлины на ввозимые иномарки, железным дорогам из госбюджета платят за перевозку «народных» автомобилей по стране, гражданам обещают льготные кредиты, если они покупают свое, родное.

В ответ, возможно, для повышения конкурентоспособности, АвтоВАЗ только за 2009 год уже два раза (26 января и 30 марта) поднял цены на свою продукцию.

Генри Форд, понимавший толк в автомобилях, говорил: «Если у вас миллион долларов убытка и другим миллионом вы латаете дыры, это не значит, что вы вышли в ноль. Вы потеряли 2 миллиона: потратить деньги при системе, которая вас разорила - получить еще большие потери».

Понять, зачем Путин дал денег АвтоВАЗу, несложно – кому хочется, чтобы в разгар кризиса на улицу вышли тысячи безработных. В Тольятти и сейчас не жируют – рабочую неделю сократили, и на многих производствах зарплата упала до 8 тысяч.

Однако есть цифры, которые внушают неуверенность, что платеж дойдет по назначению. На АвтоВАЗе есть президент и 27 (!) вице-президентов, зарплата которых составляет от 10 до 16 миллионов рублей в год (данные избиркома Тольятти). Если кто не понял – на каждого.

Кроме того, при долге 44 миллиарда рублей, члены совета директоров выплатили себе в прошлом году премий на 50 миллионов рублей. В этом году они пообещали урезать себе зарплату на треть. Т.е. вице, получавшего 16 миллионов, опустят до десяти с половиной. Это, конечно, подвиг, но все равно многовато за производство металлолома.

P.S. Не знаю, станет ли вам легче, если узнаете, что топ-менеджеры АвтоВАЗа скромники, по сравнению с банкирами. Как известно, государство «поддержало» системообразующие банки – Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк. По данным «Интерфакса», «в начале 2009 г. Газпромбанк заплатил по $2,88 млн бонусов на каждого члена правления, ВТБ - по $1,95 млн., Сбербанк – $1,1 млн». Все, конец, цитаты.
share
print