Истории

Битва за Генеральный план: итоги

Комиссия по подготовке изменений в Генеральный план Петербурга рассмотрела все предложения горожан, госорганов, юридических лиц и общественных организаций, поданных на слушания в 2014 году.

Напомним, Генплан – это основной градостроительный документ, который определяет функциональные зоны территорий: какой участок будет застроен жилыми домами, какой – промышленными предприятиями, где сохранятся леса, а где пролягут дороги и так далее.

Как рассказал директор государственного казенного учреждения «НИПЦ Генплана СПб» Юрий Бакей на пресс-конференции 29 декабря, комиссия либо отклоняла предложения, либо принимала их в измененных границах, а когда в отношении одной территории подавалось несколько поправок, – рассматривала их комплексно. При этом исходила из того, насколько обосновано предложение и соотносится ли оно с параметрами социально-экономического развития города.

В итоге из 2644 предложений чиновники одобрили 583, то есть 22%. Еще 2510 предложений были рассмотрены до слушаний, с 2010 года. Здесь результативность повыше: одобрено 1154 поправки, 46% от поданных в первом «туре».

Решения комиссии по Генплану в зависимости от автора поправки

Из главных кейсов: защищен от застройки Баболовский парк в Пушкине и парк «Малиновка» в Красногвардейском районе, а вот на месте Рождественского сквера в Центральном районе фактически будет восстановлена церковь. Магистраль №7 все-таки не разрежет Удельный парк на севере города. А защитная зона Пулковской обсерватории будет сведена на нет жилищной застройкой. Наконец, на Ржевке со второй попытки согласовали парк развлечений, для этого девелоперу понадобилось санитарно-эпидемиологическое заключение.

Баланс функциональных зон изменился в пользу горожан, уверен Бакей. На 3% приросли рекреационные зоны, в том числе зеленых насаждений общего пользования. Прирост производственных зон на 1,4% (в основном за счет резерва) также позитивное явление: нередко фабрики и заводы «убивают», чтобы на их месте возвести жилье и торговые центры, которые приносят больше выгоды их владельцам, чем экономике города. Перевод из промышленной зоны в жилую удовлетворен всего в восьми случаях, в частности, на территории действующего завода «Невская палитра» в Приморском районе и завода «Пластполимер» в Красногвардейском. По мнению Юрия Бакея, химических предприятий в пятимиллионном городе быть не должно.

«МР»: Юрий Константинович, почему не исполняется постановление правительства № 560 о плане реализации Генплана, в частности, по освоению подземного пространства города, строительству дорог, вокзалов, метро и так далее? Как, по-вашему, можно исправить этот правовой коллапс?

– Действительно, после принятия действующего Генплана было принято постановление о плане его реализации. На сегодняшний день в тексте федерального закона – Градостроительного кодекса, прямого требования об утверждении плана реализации в течение трех месяцев после принятия Генплана нет. Реализация Генплана – это подготовка государственных программ и разработка проектов планировок (проектов размещения объектов, разрешенных для строительства Генпланом). В этом смысле градостроительный закон соблюдается.

– Как вы в целом оцениваете активность горожан по корректировке Генплана?

– Документ это специфический и он требует некоторого знания и понимания. Это не значит, что горожане не должны подавать свои предложения, но все-таки они должны хоть немного понимать структуру документа, цели, задачи и в каком правовом поле он находится. В основе лежит прогноз социально-экономического развития, по численности населения, по отраслевому развитию... Интересно, что на слушаниях в 2014 году мы столкнулись с неоднородным отношением к данному документу. В разных районах – разные «хотелки», разный уровень активности, где-то на слушания собирались полные залы, где-то десятки человек.

Срок реализации нынешнего Генплана, принятого в 2005 году, намечен на 2018-й.

share
print