Истории

Премьера «Что делать?» в БДТ: Чернышевскому и не снилось

Андрей Могучий для первой премьеры в БДТ перестроил зал, нашел новых героев, увидел иные сны и смыслы в романе Чернышевского. «МР» оценил постановку.

Сценическая версия романа с вечным русским вопросом во многом далека от оригинала и стала плодом коллективного творчества: драматургов Александра Артемова и Дмитрия Юшкова и всей труппы. «Спектакль сочинялся в актерских импровизациях. Часто репетиции превращались в дискуссионный клуб, настолько острой и жесткой была полемика», — признается режиссер-постановщик Андрей Могучий. Как и в романе, все действо на сцене находится Автор (актер Борис Павлович), ведущий весьма провокационный диалог с публикой. Он заставляет зрителей с первых минут включатся в действо: не просто смотреть, опасаясь «глумления над классикой», а думать, размышлять.

А вопросов в спектакле звучит немало, и, отвечая на них, мы, возможно, и приближаемся к разгадке – что же делать? Хотя бы спрашивать. С ролью экзаменатора прекрасно справляется Автор. Что важнее: любовь к отечеству или любовь к истине? Стали ли женщины счастливее, приобретя мужские права? Приблизило ли это их к женской сущности? Что такое порядочность, чувство человеческого достоинства? Готовы ли вы следовать принципам разумного эгоизма, когда личное счастье невозможно без счастья других? Что выбрать: ревность, жизнь втроем или инсценировать самоубийство? Творческий интеллигент в очках и растянутой майке, торчащей из-под черной распахнутой рубахи, вопрос за вопросом,  не церемонясь в оценках,  ведет зрителей по спектаклю, от сцены к сцене, акцентируя внимание на тонких материях пьесы.  В итоге остается наедине с Верой Павловной на куче осенних листьев, продолжая неторопливый разговор о будущем.

Что важнее: любовь к отечеству или любовь к истине? Стали ли женщины счастливее, приобретя мужские права? Приблизило ли это их к женской сущности? Что такое порядочность, чувство человеческого достоинства?

Зрители на «Что делать?» находятся предельно близко к актерам, никакого барьера. При этом диалог с Автором и героями происходит сверху вниз, как в греческом амфитеатре. Для создания этого эффекта худруку БДТ пришлось «разрушить» академическое пространство зала  и установить в отреставрированных стенах старинного театра многоярусные трибуны, где первый ряд наравне с подмостками, а последний на уровне царской ложи. Зато всем видно: сцена – как на ладони. Отметим, что такое решение  – только для романа-утопии. Зрители смогут оценить великолепие и пышность отделки зала на «классических» спектаклях из репертуара БДТ.

Зрители на «Что делать?» находятся предельно близко к актерам, никакого барьера. При этом диалог с Автором и героями происходит сверху вниз, как в греческом амфитеатре.

Из множества линий романа в БДТ выбрали одну. Получился спектакль о женщине. О праве любить, заниматься любимым делом. Вера Павловна (на премьере ее играла Нина Александрова) — главная героиня. Ее сила в энергии женского начала, в движении к собственной свободе. Веру Павловну «ведут» ее сны. В спектакле – они приходят вместе с Красотой, героиней, незнакомой Чернышевскому. Не по «классике» и многие сны, которые ему и не снились. О крепости, которая сдается без боя воинам, ведомым Красотой. О хоре – прообразе монотонного труда швей в мастерской, выполняющих одинаковую работу. Под нескончаемые напевы хористок рождается и новый смысл: что делать – петь самому, вместе с другими и слышать многоголосье, не теряясь в нем.

Все в спектакле построено на противостоянии старого и нового, конфликте поколений и мировоззрений. Пропасть между прошлым и будущим подчеркивают не только новые возможности сцены БДТ: в одном из эпизодов подмостки буквально уходят из-под ног, обнажая «подвалы». Все пространство решено на контрасте белого и черного: за счет подсветки весь спектакль свет и тьма борются друг с другом. А тени героев – это еще один план, не менее зрелищный и «говорящий». Особенно удачен театр теней в исполнении молодого поколения БДТ (например, сцена теоретического спора Кирсанова и Лопухова (Егор Медведев, Дмитрий Луговкин)). Когда на сцене актеры старой школы, на тени посмотреть не успеваешь. Как бы не оттеняли софиты мать Верочки (народная артистка России Ируте Венгалите), отрицательный, по идее, персонаж, представительница «гнилого» мира, вызывает сочувствие и понимание, и резонным звучит ее вопрос: стала бы ты доброй без моего зла?

Все пространство решено на контрасте белого и черного: за счет подсветки весь спектакль свет и тьма борются друг с другом. А тени героев – это еще один план, не менее зрелищный и «говорящий».

Сам Андрей Могучий так объяснил свое видение романа и спектакля: «Мы живем в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Возможно, он находится внутри человека. В отличие от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в собственный внутренний мир, в свое одиночество».

  • 0L3B9829
  • 0L3B9625
  • 0L3B9828
  • 0L3B9933
  • 0L3B9706
  • 0L3B9089
  • 0L3B9763
  • 0L3B9408
  • 0L3B9210
  • 0L3B9563
  • 0L3B9522
  • 0L3B9498
  • 0L3B9242
  • 0L3B1886
  • 0L3B9223
  • 0L3B9215
  • 0L3B1835
  • 0L3B8974
  • 0L3B1900
  • 0L3B1485
  • 0L3B8940
  • 0L3B1739
  • 0L3B1637
  • 0L3B1218
  • 0L3B1240
  • 0L3B0939
  • 0L3B1329
  • 0L3B1293
  • 0L3B1176
  • 0L3B0757
  • 0L3B0983
  • 0L3B0764
  • 0L3B0252
  • 0L3B0208
  • 0L3B9971
  • 0L3B0589
  • 0L3B0440
  • 0L3B0427

Фото: Стас Левшин. БДТ им. Г.А. Товстоногова

share
print