Истории

В Павловский парк вернули картину и отреставрировали Пиль-башню

В рамках программы «Возвращение» ГМЗ «Павловск» надеется вернуть культурное достояние, растерянное за годы войны.

Пастораль среди классицизма

После реконструкции в ГМЗ «Павловск» открыли одну из самых романтических построек – Пиль-башню, созданную еще в конце XVIII века. Кроме того, в музей вернулась картина авантюрной немецкой художницы Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской «Молодая девушка перед зеркалом» 1765-1768 годов. Руководство музея собирается восстановить утраченные культурные ценности и даже объявило программу «Возвращение», в которой призывает откликнуться всех владельцев предметов искусства, некогда принадлежавших дворцу Павловска.

Реставрация Пиль-башни, объекта культурного наследия федерального значения, длилась около десяти месяцев. Башня стоит в парке на берегу реки Славянка. По легенде, до нее на этом месте располагалась лесопилка – «пильная мельница». По другим данным, наименование пошло от «холодной мыльни» или купальни. После «мыльни» проходили в Пиль-башню. Отдыхая, здесь же «вкушали» «фрюштуки» и «полдники».

фото: Е. Стекольщикова

Пиль-башня в Павловске

Постройка с соломенной крышей и деревянной лестницей, где вместо перил некогда были стволы молодых березок, казалось, диссонировала с классическим и роскошным убранством парка. Однако, по сведениям историков, башню соорудили специально по моде на сельскую жизнь, которая в те времена была распространена в высшем обществе. Автор проекта башни - архитектор Винченцо Бренна. Предполагается, что павильон построили в 1795-1797 годах. Стены башни покрыты штукатуркой, по которой идет роспись фресковой живописью, которая создает вид разрушенной каменной кладки, с завершающимся сверху устройством из досок и бревен. Примерно посередине высоты цилиндрической постройки нарисованы окна. Росписью стен Пиль-башни занимался художник Пьетро Гонзаго.

«Внутреннее и внешнее убранства башни восстановили по историческим данным. Мебель, воссозданная в 70-е годы, хранится в фондах музея и вскоре ее привезут обратно. Паркет из коллекции Пушкинского и Екатерининского дворцов», – рассказала «МР» архитектор ГМЗ Павловск Людмила Лаппо.

Башню соорудили в 1795 году, тогда же, когда построили дворец и основные сооружения. Как рассказала Людмила Лаппо, в то время по ручью проходила граница основного парка, на месте башни тогда стояла мельница с колесом.

  • каминбашни

    Е. Стекольщикова

  • картинапавловск

    Е. Стекольщикова

  • башня4

    Е. Стекольщикова

  • башня

    Е. Стекольщикова

  • потолок1

    Е. Стекольщикова

  • павловск

    Е. Стекольщикова

  • павловск3

    Е. Стекольщикова

  • картинапавловск3

    Е. Стекольщикова

  • павловск2

«Самое сложное было отреставрировать наружные росписи. Первоначально они были жемчужно-серого цвета, а сама лестница была деревянной. Позднее архитектор Андрей Воронихин поменял лестницу с деревянной на каменную и создал мост», - рассказала архитектор.

В башне, по преданию, любила проводить время императрица Мария Федоровна. Внутри башни располагался роскошный салон для отдыха. Здесь Мария Федоровна любила уединяться: читала, писала письма.

Последний раз башню реставрировали в начале 70-х годов. Тогда усилили кирпичные стены, заменили все перекрытия, реконструировали интерьер конца XVIII века и покрыли железную кровлю соломой. Но вандалы вскоре испачкали стены надписями, сломали и сорвали двери и решетки. Доступ в павильон закрыли на долгие годы. Реставрацию начали девять месяцев назад. С этого года Пиль-башня откроется для посетителей Павловска. Правда, как именно туда будут пускать туристов, администрация еще не решила - либо сделают символическую плату за вход, либо посетители смогут посетить ее вместе с экскурсионными группами.

Полотно авантюрной художницы вернулось в Павловск

Как сообщила директор государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева, в прошлом году музей посетили более 1 млн человек, хотя иностранцев стало на 24% меньше.

«Программа "Возвращение" - это возвращение всех утрат в годы Второй мировой войны. Известно, что многие культурные ценности нашего музея распродавала советская власть, часть разграбили фашистские захватчики. Мы надеемся на возвращение этих предметов искусства обратно в музей, в этом году удалось вернуть 135 книг Фридриха-Вернера фор дер Шуленбурга, которые после публикации в немецкой прессе нам вернули его наследники. К процессу подключили даже Интерпол. Второе - возможное возвращение того, что было распродано Советским Союзом во время распродажи культурных ценностей в Берлине. Из 600 картин коллекций Павловского дворца было изъято 400. Третий шаг- возвращение ландшафтных картин, павильонов. В этом году отреставрировали 38 скульптур, пострадавших в годы войны».

По словам директора ГМЗ «Павловск», картину «Молодая девушка перед зеркалом» выкупили спонсоры музея за 3,5 млн рублей в одной из частных французских коллекций. Полотно в 1768 году купил у художницы русский посол в Париже князь Дмитрий Голицын. Картина  была написана в 1765-1768 годы известной художницей Анной Доротеей Тербуш-Лисиевской (Лишевской). Близкая знакомая Вольтера и Дидро, художница написала более 200 портретов знаменитых современников, стала членом Королевской академии живописи в Париже, что невероятно для женщины в те времена.

Картина Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской «Молодая девушка перед зеркалом»

Картина Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской «Молодая девушка перед зеркалом»

Первоначально картина предназначалась для Эрмитажа, но в 1799 году по указанию императора Павла I ее отправили в Павловский дворец, где она и находилась до 1928 года. Затем по распоряжению советского правительства ее продали на аукционе в Берлине за 3 тысяч немецких марок.

«Не мы ее искали — она нас сама нашла», — сказала Дементьева и добавила, что «такое бывает чрезвычайно редко». 

Кстати, личность художницы интересна спустя века, фильм Габриэля Агийона «Распутник» (Le Libertin) по одноименной пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта 1997 года, рассказывает о жизни известного философа-просветителя Дени Дидро и его любовницы, художницы Тербуш, которую в этом фильме сыграла звезда французского кино Фанни Ардан. 

share
print