Истории

Андрей Кончаловский: Необъяснимое есть везде, даже в лифте

Режиссер Андрей Кончаловский рассказал «МР» о мере фальши в кино и о том, что художником может быть каждый.

Андрей Кончаловский после успешной премьеры фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в Венеции и России встретится с петербуржцами на творческом вечере в Большом зале Филармонии: 9 ноября, 20:00.

Зачем почтальону Алексею Тряпицыну телевизор?

Я не могу ответить на этот вопрос — если у героя включен телевизор, значит, это ему зачем-то нужно. Объяснять произведение искусства бессмысленно, у каждого должен быть свое ответ, свое мнение. Это же не документальное кино. Кино сложено из множества кирпичиков — документальных элементов, как стихотворение.

Насколько фильм близок к документальному?

Это художественный фильм, и, как в любой художественной картине, здесь все искусственно, поскольку любой отбор — в данном случае, отбор кадров, — делает картину искусственной. Если просто поставить камеру и долго снимать одну и ту же точку — вот тогда это будет правда. Но смотреть ее будет невозможно— скучно. Кино отличается от театра тем, что фиксирует жизнь в более приближенных к реальности формах, более свойственных человеческому естеству.

  • TASS_1237652.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1428566.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1434536.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1599052.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2122699.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

Но вообще искусство — это большая неправда; мера неправды, мера фальши. Но произведение может убеждать, а может вызывать отторжение. Все зависит от успеха замысла, от того, о чем фильм. А ответ на этот вопрос — о чем фильм — опять же, для каждого свой.

Чувствуете ли вы эту особую мистичность жизни в деревне?

Необъяснимое есть везде, даже в лифте, надо только иметь возможность это увидеть. Волшебство может быть и в городе, просто надо поднять голову к небу. Все зависит от внутреннего состояния человека — художника, который передает свое восприятие. А художником может быть любой, кто мечтает о чем-то рассказать.

Есть ли опасность, что такие деревни, как в фильме о почтальоне, и такие люди, и вся эта культура жизни уйдет в небытие?

Я не знаю, но надо жить и верить. Жить без веры невозможно.

О чем бы вам хотелось рассказать зрителям на творческом вечере?

Я буду говорить о том, о чем людям будет интересно слушать. Буду ориентироваться на вопросы. Конечно, речь пойдет и об искусстве, и об общественный проблемах; и кино, и театр, «и жизнь, и слезы, и любовь». 

share
print