Истории

Чиновники: В Петербурге нет кризиса, а новый «госплан» работает

«Стратегию Петербурга-2030» исполнят при любом сценарии. Правда, не все эксперты считают это благом.

Кризис стратегии не помеха

Эксперты обсудили будущее экономической политики Петербурга на круглом столе, который прошел в рамках Форума стратегов 27 октября в гостинице «Прибалтийская». 

В феврале 2014 года Смольный опубликовал доработанную Стратегию социально-экономического развития Петербурга до 2030 года. Незадолго до этого вступил в силу федеральный закон о государственном стратегическом планировании. Новый «госплан» Петербурга, разработанный «Леонтьевским центром» и другими ведущими экспертами за 39,6 млн рублей, получил статус почти закона, однако чиновники среднего звена и бизнес все еще не воспринимают его как руководство к действию.

Одна из причин тому – изменившиеся экономические реалии. Снижается покупательная способность населения: в прошлом году средний петербуржец мог купить на свою зарплату на 10% больше молока и на 32% больше картофеля. И темпы промышленного производства за девять месяцев 2014 года упали на 8,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

За прошедшие полгода городская экономика получила 154 млрд рублей инвестиций, большинство из которых – частные. 

– На случай кризиса в «Стратегию-2030» заложен механизм корректировки мер, – говорит председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Смольного Анатолий Котов. – Но если внимательно посмотреть на экономическую ситуацию в Петербурге, то тренд положительный. У нас есть проблемы с индексом промышленного производства, но я не согласен, что у нас кризис, – как никогда растут инвестиции. Сейчас во всей стране замедляются темпы экономического роста, но в Петербурге это замедление не такое явное, что позволяет говорить о поступательном развитии.

За прошедшие полгода городская экономика получила 154 млрд рублей инвестиций, большинство из которых – частные. Анатолий Котов уверен: экономическая ситуация не помешает городу реализовать инвестиционные проекты, связанные с целями «Стратегии-2030». Одним из таких проектов чиновник считает реконструкцию Сенной площади.

– Стратегия освещает такое понятие, как качество городской среды. Ее характеризует множество показателей – от общественных пространств до зеленых технологий. Сегодня наш город превращен в стоянку для общественного транспорта. Чтобы это исправить, нужны общественные пространства. Сейчас Сенная площадь – это пешеходная зона, а не общественное пространство. Мы пытаемся привлечь туда инвестора и минимизировать бюджетные расходы, – заключает Анатолий Котов.

Стратегия для частных интересов

По словам руководителя Лаборатории социологии градостроительства ОАО «РосНИПИУрбанистики» Елены Черновой, сам подход к стратегическому планированию, принятый в России, не отвечает современным реалиям.

– Социальное противоречит экономическому. Склейка «социально-экономическое» работала только в советское время. Наиболее жестко это противоречие зафиксировал американский георграф Дэвид Харви: он разделил индивидуальное и общественное право на город. Сейчас во всех городах России реализуется индивидуальное право на город. Скажем, 85% инвестиций в жилищное строительство идут от горожан. Девелоперы и власть внушают, что грандиозные цены на жилье – это результат спроса, но на самом деле это результат монополии на рынок. Таким образом, органы власти выступают как операторы частных экономических целей.

По словам эксперта, коррупция - результат неверного алгоритма действий власти: «экономические цели – социальные эффекты». Общественное право на город предполагает другой алгоритм: «социальные цели – экономические эффекты».

– Весной 2012 года, во время известных политических событий, сменились руководители многих крупных городов. Эта смена – сигнал власти, что городами пора управлять по-другому. Управленцы нового призыва оказались в патовой ситуации, они не знают, какие новые цели им ставить. Поэтому все они заказали стратегии. Но в силу того, что эти стратегии выполнялись в старых подходах, управленцы нового призыва не получили то, что они должны были получить. Дефицит целей особенно виден на примере губернатора Полтавченко: его вообще нет в публичном пространстве, – отмечает Елена Чернова.

Городами пора управлять по-другому. Управленцы нового призыва оказались в патовой ситуации, они не знают, какие новые цели им ставить. Поэтому все они заказали стратегии. Дефицит целей особенно виден на примере губернатора Полтавченко: его вообще нет в публичном пространстве

Наконец, урбанист не разделяет ставки Смольного на промышленное производство: «Что бы мы ни говорили про постиндустриальную экономику и привлечение человеческого капитала, у нас демография будет определяться форсированным притоком мигрантов для целей индустриализации».

Окончательно закрепить направление социально-экономической политики на ближайшие 16 лет должен закон «О государственном стратегическом планировании в Санкт-Петербурге», проект которого внесут в ЗакС до конца года.

 С тезисами выступавших можно ознакомиться на сайте форума.

share
print