Истории

Впервые в Капелле выступит Петербургский оркестр импровизации

Художественный руководитель оркестра Дмитрий Шубин рассказал о том, как музыканты-импровизаторы со всего мира понимают друг друга.

К 25-летию центра современного искусства «Пушкинская, 10» при участии органиста Олеси Ростовской и студентов Петербургской консерватории выступит St.Petersburg Improvisers Orchestra – единственный в России коллектив, исполняющий музыку на стыке композиции и импровизации. В оркестре играют, в том числе, участники группы «Аукцыон», «Ива Нова». Перед концертом откроется выставка «Графика звука» с текстовыми, рисованными и видео-партитурами современных композиторов — Владимира Раннева, Сергея Невского, Дмитрия Курляндского, Дмитрия Шубина.

18 октября, 19:00
Капелла: наб. Мойки, 20
100 – 200 рублей

Фото предоставлено организаторами.

Художественный руководитель и идеолог оркестра Дмитрий Шубин рассказал о том, как музыканты оркестров импровизации со всего мира понимают друг друга.

В чем особенность концерта в Капелле?

Во-первых, это концерт единственного в России оркестра импровизации. Во-вторых, насколько мне известно, концерты с живым, а не электронным, органом довольно редки. В-третьих, будет петь импровизационный хор, тоже единственный в России. Еще интересно, что перед концертом откроется уникальная выставка рисованных партитур.

Есть ли для у вас программа выступления?

Чистой импровизации не бывает. Выходя на сцену, музыкант абсолютно свободен, но через 45 минут — антракт. Мы используем написанные, хотя и не вполне традиционные, партитуры. Там нет прописанных по нотам партий, но есть некая структура того, что будет сыграно. Внутри этой структуры музыканты свободны. Именно так будет построено первое отделение концерта. Мы сыграем несколько конкретных произведений: в том числе и мое, и Николая Рубанова (музыкант оркестра, участник группы «Аукцыон» – «МР»).
Во втором отделении не будет заранее оговоренных вещей.

На чей опыт вы ориентируетесь при работе с первым импровизационным оркестром в России?

Да, наш оркестр первый в России, но не первый в мире. Они есть в разных городах мира, и все называются однотипно: London Improvisers Orchestra, TokyoImprovisers Orchestra. В основе работы всех импровизационных оркестров – общий язык, но у каждого оркестра есть свои дополнения к нему. Мы играли и с французскими музыкантами, и убедились, что музыканты таких оркестров из разных стран понимают друг друга. Мы также используем общепринятую систему, которая легла в основу старейшего лондонского импровизационного оркестра, но и мы привносим в нее что-то свое.

К какому жанру можно отнести вашу музыку?

Жанровые определения в данном случае не очень работают. Можно сказать, что мы относимся к современной академической музыке, но это не отменяет того, что присутствуют и джазовые элементы, и даже иногда рок.

Как площадка влияет на программу?

Площадка не влияет, влияют ее возможности. Например, ГЭЗ — не большая площадка, но это единственное место в городе, где постоянно занимаются импровизационным направлением. К сожалению, там физически невозможно разместить больше 25 музыкантов, а в Капелле - пожалуйста. Кроме того, нигде больше, кроме Капеллы, нет возможности сыграть с живым органом.

На настроение музыки и музыкантов зал не влияет?

Наверное, нет, не считая того, что в большом зале молодые музыканты могут волноваться сильнее.
 

share
print