Истории

Петербургские дороги: «слойка» с начинкой на 50% или меньше?

МР задумался, почему в нашем городе асфальт кладут в два слоя лишь местами и посчитал эти «островки».

Председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин написал письмо в «МР». Чиновник не согласен с доводами и экспертными комментариями публикации «В Петербурге кладут асфальта на мизинец», в которой разбираются типичные ошибки при ремонте дорог, и советует впредь консультироваться со специалистами КРТИ до появления таких опусов на свет.

Официальным источником, которым пользовался журналист при переподготовке материала, был сайт госзакупок. Экспертами выступили гражданские активисты с опытом в сфере благоустройства. Выполняем обязательство перед читателями и публикуем полный ответ дорожного ведомства Смольного.

Ответ КРТИ (pdf)
Скачать файл
Ответ КРТИ (pdf)

Напомним, 30 сентября движение «Красивый Петербург» провело инспекцию ремонта дорог. Вместе с его координатором Красимиром Врански, вооружившись рулеткой и строительной линейкой, мы обследовали работы на участке Ленинский проспект от проспекта Маршала Жукова до улицы Доблести (Красносельский район), подрядчик – ООО «А-Проект».

Конкурсная документация к этим работам (и к большинству других ремонтов-2014) опубликована на сайте госзакупок в виде изображений, а не текста, в ней нельзя искать и копировать фрагменты.

Для начала это противоречит приказу Министерства экономического развития № 470 от 2009 года. В пресс-службе Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу «МР» также подтвердили, что документация в формате jpg – это нарушение: «Летом 2014 года ФАС по запросу нашего управления разъяснил этот момент в законе о контрактной системе (44-ФЗ): технические задания на сайте госзакупок должны публиковаться в текстовых общедоступных форматах. К сожалению, мы не можем мониторить все закупки и опротестовываем подобные вещи, если есть жалоба».

Председатель КРТИ настаивает, что фраза из нашего материала «цель таких ухищрений – отсеивание "лишних" компаний на стадии подачи заявок на конкурс» не соответствует действительности.

Комитет провел свою проверку на Ленинском проспекте и не обнаружил нарушений. Соблюдается технология ремонта асфальта: снятие старого полотна, очистка от грязи, подгрунтовка (промазывание) битумной эмульсией, укладывание выравнивающего слоя асфальта, снова подгрунтовка, наконец, укладывание второго слоя, – утверждает главный дорожник Петербурга. Он также отметил, что сроки ремонта сдвинулись на пять дней, до 5 октября, из-за предшествовавших работ «Водоканала».

– Ремонт инженерных коммуникаций на Ленинском проспекте (в районе от проспекта Маршала Жукова до улицы Доблести) ни «Водоканалом», ни по заказу ГУП «Водоканал» в последние полгода не проводился, – отреагировали в пресс-службе монополии. – По этому адресу было обращение на согласование работ от СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства» (учреждение КРТИ – «МР»). Сначала «Водоканал» выдал согласование на проведение работ с 1 июля по четной стороне с обременением – в этом районе планировалось провести ремонт стального водовода.  В июле обременение было снято, так как ремонт, вероятнее всего, будет производиться методом санации не ранее 2015 года, и эти работы не повредят дорожное полотно.

При обременении компании, ведущие работы в одном месте, встречаются и согласовывают порядок действий. Обременение на Ленинском распространялось только на одну сторону проспекта и было отменено задолго до начала дорожных работ: ордер на них Государственной административно-технической комиссии начал действовать 19 августа.

Двуслойные острова: 50% или 15%?

Главная же претензия КРТИ заключается в том, что корреспондент «МР» неправильно прочитал техническое задание: выравнивающий слой асфальта требовалось положить лишь на 70% поверхности тротуара и на 50% – проезжей части. А не на всем проспекте, как мы написали. Эти характеристики нужно было смотреть не в разделе «Конструкция дорожной одежды», а в одной из 127 смет, опубликованных отдельным архивом с картинками. Ни на одной из смет не было подписано, к каким дорогам та или иная относится.

Этими процентами и объясняется то, что под нижний выравнивающий слой асфальта старое покрытие вырезали пятнами. На остальной дороге можно было ограничиться одним верхним слоем.

Но есть одна загвоздка: даже в этом случае пятна двуслойности должны были занимать половину проезжей части. Откроем тайну: активисты «Красивого Петербурга» несколько дней подряд ездили по ремонтируемой дороге с видеорегистратором и фиксировали участки, на которых асфальт кладется в два слоя. Это хорошо было видно по фрезам (вырезам) старого слоя. Выравнивающий слой тоже можно увидеть, например, на этом видео: автомобиль следует по Ленинскому проспекту от проспекта Жукова до улицы Доблести по четной стороне, затем разворачивается и проделывает этот путь обратно.

В результате объездов получилась схема, где заштрихованные зоны – это пятна двуслойного асфальта.

Часть схемы ремонта Ленинского проспекта

Часть схемы ремонта Ленинского проспекта

(скачать полностью, png, 1,19 Mb)

Корреспондент «МР» с помощью инструментов Google превратил эту схему в интерактивную. Рассмотреть, какой процент покрытия полноценно отремонтировали, можно на видео.

(приблизьте карту, чтобы увидеть красные пятна из видео)

Не будем утверждать, что красные пятна занимают меньше 50% проезжей части, которые они должны занимать по смете КРТИ. Вы можете прикинуть объемы недоложенного покрытия сами.

Ленинский проспект, ремонт которого стоил около 100 млн рублей, – не единственное место, где побывали общественные контролеры «Красивого Петербурга». Нарушения, по их словам, выявлены на 27 дорогах. Об этом в следующих материалах.

– Мы провели натурное исследование ремонта наших дорог, – резюмирует Красимир Врански. – Чисто обывательским взглядом видим, что кое-где не докладывают асфальта, и тонкий слой его разбивается за год, за два, появляются дефекты, колдобины, ямы. После комментария КРТИ нашего исследования у меня возник вопрос, почему вся система госзакупок настолько непрозрачна? Даже специалисты, к которым мы обращались, не могут понять, как сделана дорога, и какая смета к какой дороге относится. Для меня важно, чтобы была возможность проверить характеристики работ, и сигнализировать, если ремонт некачественный. Дороги должны служить 3-5-10 лет.

share
print