Истории

Градозащита времен второго срока Полтавченко

После выборов в Петербурге обострилась ситуация в сфере охраны памятников. Градозащитники не спешат говорить о тенденции, тем не менее, «МР» собрал громкие случаи сносов (или не сносов?).

Особняк Штакеншнейдера (Миллионная улица, 10)

Работы: 17-25 сентября

Эклектичный особняк, перестроенный именитым архитектором в 1850-е годы, с тех пор практически не менялся. Сейчас он принадлежит ЗАО «Молис», которое в свою очередь находится в собственности швейцарского офшора «Силом конструксьон» (первое слово – анаграмма с «Молис»).

Владельцев офшора (они же – вероятные заказчики сноса) установить невозможно: он записан на компанию «Кендрис» с родины часов и сыра, которая предоставляет фидуциарные услуги – выступает прокладкой между настоящими владельцами и теми, кто их разыскивает в реестрах юридических лиц. Вытащить информацию об истинных владельцах можно только по суду или по решению швейцарских властей, если владельцы, например, совершат геноцид.

По информации «Живого города», работы в особняке велись в ночное и вечернее время. Видимо, разрушители испугались резонанса. Комитет по охране памятников тем временем направил заявление в полицию с требованием возбудить уголовное дело против разрушителей.

Сегодня, 2 октября, на 16-й день, как название компании не сходит с главных страниц СМИ, ЗАО «Молис» распространило пресс-релиз.

– С 17 по 25 сентября на объекте проводились работы, связанные с текущим обслуживанием здания, в том числе с выполнением требований охранного обязательства, – информирует гендиректор компании Олег Капитанов. – Профильный комитет не был своевременно уведомлен о проведении этих работ, что вызвало обоснованные претензии к собственнику со стороны КГИОП. При этом никакого ущерба объектам охраны нанесено не было.

Текущие работы владелец называет капитальным ремонтом, по их окончании в особняке разместится гостиница.

– Владельцы здания никого внутрь не пускают, – комментирует координатор «Живого города» Дмитрий Литвинов. – Если вы ничего противозаконного не делаете, то покажите общественности и КГИОП, что все интерьеры целы, стены целы. Обычно люди запираются, когда им есть что скрывать. Радует, что у владельца здания изменилась риторика: видимо, они напуганы реакцией комитета и города в целом. Есть надежда, что комитету удастся привлечь их к ответственности за незаконные работы.

– Я поверю застройщику, только если они откроют специалистам, и можно будет посмотреть, что происходит в здании, – говорит депутат Законодательного собрания от «Яблока» Борис Вишневский. – Я только что говорил с замначальника Центрального РУВД, а в понедельник отправлял письмо начальнику – потребовал пресечь любые строительные работы на этом объекте, поскольку наносится очевидный вред объекту культурного наследная.

Депутат добавил, что сам готов прийти в особняк Штакеншнейдера, чтобы проверить, насколько слова владельца соответствуют действительности.

Мытный двор (Евгеньевская улица, 2В)

Снос: с 25 сентября

  • мытный

    Застройщик сносит корпус Мытного двора без согласования КГИОП

  • мытный3

    Застройщик сносит корпус Мытного двора без согласования КГИОП

  • мытный6

    Застройщик сносит корпус Мытного двора без согласования КГИОП

  • мытный4

    Застройщик сносит корпус Мытного двора без согласования КГИОП

  • мытный2

    Застройщик сносит корпус Мытного двора без согласования КГИОП

  • мытный 5

    Застройщик сносит корпус Мытного двора без согласования КГИОП

Здание построено в конце XVIII века и перестроено в начале XIX, предназначалось для взимания пошлины за проезд по платным дорогам (мыта).

Градозащитники отмечают, что работы, как и в случае с домом на Миллионной, ведутся без согласования Комитета по охране памятников. Еще в 2010 году южный и северный корпусы Мытного двора являлись памятниками регионального значения. Однако позднее с северного сняли данный статус. Пока что, по словам общественников, южный корпус на проспекте Бакунина – в безопасности.

По информации СМИ, по этому адресу появится новое консульство США.

Бывший завод «Бавария» (Петровский проспект, 9)

Комплекс промышленных зданий на Петровском острове находится на закрытой территории. В сентябре появилась информация, что за забором начались сносы.

– В этом месте законом охраняется только солодовня, все остальное – рядовая застройка, – говорит Дмитрий Литвинов. – Закон позволяет «расправляться» с такой застройкой, просто добавив в папку с документами заключение о «необратимой аварийности», причем, как показывает опыт, это можно делать задним числом. Эта схема опробована с Домом Рогова (Щербаков переулок, 17/3, снесен в 2012 году – «МР») и ничего не мешает повторить ее снова.

***
«МР» поинтересовался у экспертов, связано ли обострение градозащитной ситуации с прошедшими выборами. Ждали ли владельцы зданий более выгодной конъюнктуры для сносов?

Дмитрий Литвинов, «ЖГ»: «Говорить о волне сносов не приходится – пока у нас два случая, и я не думаю, что они связаны с выборами. Мы ожидаем распространения практики, когда здания признаются «необратимо аварийными», но это также не связано с выборами».

Борис Вишневский, «Яблоко»: «Я думаю, что это совпадение. Мне бы не хотелось видеть в этом тенденцию. Хотя знакомые мне градозащитники опасаются, что после выборов может в худшую сторону измениться политика губернатора в области защиты исторических зданий. Знаковая ситуация будет 7 октября: у вице-губернатора Марата Оганесяна должна собраться рабочая группа по Конюшенному ведомству, я буду участвовать. Поглядим».

  • к4

    На территории Конюшенного ведомства сносят исторические здания Фото "Яблоко"

  • к3

    На территории Конюшенного ведомства сносят исторические здания Фото "Яблоко"

  • к1

    На территории Конюшенного ведомства сносят исторические здания Фото "Яблоко"

  • к2

    На территории Конюшенного ведомства сносят исторические здания Фото "Яблоко"

share
print