Истории

Кино Северной Кореи, английский юмор и еще не снятые сериалы

В чем смысл существования кино? Почему кинорежиссеры приходят на телевидение? Рассуждают и рассказывают о своих программах кураторы МедиаФорума.

С 1 по 10 октября в Петербурге впервые пройдет Международный МедиаФорум. В центральных кинотеатрах («Аврора», «Англетер», «Великан», «Художественный»), а также в здании Биржи и на Новой сцене Александринского театра покажут российские премьеры фильмов и даже телесериалов. Показы объединены в программы, которые составили российские кинокритики. Борис Нелепо представит ретроспективу культовых фильмов научной фантастики, Александр Мамонтов – лучшие картины последнего Каннского кинофестиваля, Алексей Медведев – современное английское кино и новые остросоциальные фильмы для детей и подростков, Михаил Трофименков – серию политических фильмов. Уникальную программу подготовил Василий Корецкий: подборка художественных и документальных картин, созданных в Северной Корее и посвященных КНДР. Откроет фестиваль новый фильм Ксавье Долана «Мамочка» (Приз жюри Каннского кинофестиваля), закроет – «Серена» обладателя «Оскара» Сюзанны Бир с Дженнифер Лоуренс и Брэдли Купером в главных ролях.

Britannica: «чисто британское кино»

Алексей Медведев, куратор:

«Если попытаться кратко определить феномен "британскости", то, наверное, это добродушное удивление перед лицом абсурдного мира — основа английского юмора — в сочетании с непреклонностью в отстаивании своих взглядов и своей чести (кодекс джентльмена).

Британские кинематографисты действительно борются за свое место в мире кино. И весьма успешно. Надо ли добавлять, что именно в таком опыте нуждается сегодня кино российское».

Trofey: политические лидеры и их роль в ключевых событиях XX и XXI веков

Михаил Трофименков, куратор:

«Для своей программы я выбрал политическое кино, потому что в последнее время занимаюсь именно взаимоотношениями политики и кино, и уверен, что кино – одно из самых политических искусств. Смысл этой программы в том, чтобы проверить, существует ли политическое кино в новом, "глобальном" мире: жанр, переживший расцвет в 1960-х — 1970-х, считается достоянием истории, однако же жив.

Может быть, один из смыслов существования кино как раз в том, чтобы придать масштаб эпоса, динамику вестерна, нелепость бурлеска, печаль love story такой неприятной и жестокой вещи, как политика».

Фото: spimf.ru, кадр из сериала «Озабоченные».

Pilot: «пилоты» российских телесериалов нового поколения

Константин Шавловский, куратор:

«Главный концепт программы – "Кинорежиссеры и телесериалы". Это мировая тенденция, которая наблюдается и у нас. И старшее поколение режиссеров (Урсуляк, Хотиненко) плотно работает на телевидении, и молодое — Хлебников, Хомерики.

Уже есть сериалы, которые и пользуются успехом среди зрителей, и становятся заметным явлением не только в искусстве, но и в общественной жизни: как сериал "Оттепель" или "Жизнь и судьба". Они действительно сделаны на высоком уровне. Вообще, телесериалы были пионерами интереса к российскому кинопроизводству (вспомним "Улицы разбитых фонарей"). Еще российские фильмы почти не показывали в кино, а сериалы уже отвоевывали эфирное пространство у зарубежных картин.

Сегодня, безусловно, есть тенденция к изменению качества сериалов. То, что делает телеканал ТНТ или СТС, — довольно интересно. Например, на ТНТ прошел довольно заметный, экспериментальный сериал "Моими глазами".

Телевидение динамично развивается, и каналов, и идей больше, чем талантливых режиссеров, которые могли бы их реализовать. Поэтому телевидение стремится к тому, чтобы привлечь свежие силы — в частности, из кинематографа. А для кинорежиссеров, особенно которые занимаются авторским кино, телевидение – понятный источник заработка. И в этой связи каналы легко и охотно дают возможность снимать пилотные серии. Выделяется бюджет и снимается «проект» сериала, чтобы его посмотрели руководители канала, а потом – либо зарубили бы его, либо стали искать другого режиссера, либо – начали бы снимать. Пилотная серия — вполне полноценное высказывание. Сначала моя идея и была в том, чтобы собрать пилотные фильмы, которых никто, кроме руководства канала, не видел. Ведь даже если канал запускает сериал, очень часто пилотная серия все равно никуда не идет, потому что, например, меняют исполнителя главной роли.

Но выяснилось, что каналы не хотят показывать свою "кухню". Поэтому собственно «пилот» покажем всего один — это режиссерский дебют Романа Волобуева "Завтра". Его судьба сейчас в подвешенном состоянии. Это сериал, снятый в стилистике "Карточного домика", говорит об актуальной российской политике – очень остроумная и талантливо сделанная история. Судьба других трех проектов, вошедших в программу, более или менее известна. Сериал "Озабоченные" Борис Хлебников уже снимает. А вот что касается сериала "Рашкин" – пока неизвестно, будет ли тот же актерский состав.

А проект "Главкнига" (вроде бы, одобренный СТС) – это реалити-сериал. На мой взгляд, очень интересный новый формат, который сочетает в себе несколько жанров: "фильм о фильме", телеспектакль и киноэкранизация. Суть этой истории в том, что кинорежиссер выбирает фрагмент книги, которую он мечтал экранизировать. Хлебников, например, берет "Остров сокровищ", а Велединский – "Санькю" Прилепина. Зрители увидят, как режиссер пробует артистов, подбирает им грим, костюмы... Таким образом, мы приобщаемся к рождению образа».  

share
print