Истории

Самое интересное в новом театральном сезоне Петербурга

В обзоре «МР» - далеко не все новые спектакли наступившего сезона, а только самое любопытное: философский подход к сказкам, свежий взгляд на классику, фантастические прогнозы, кино на сцене и «необходимая доля абсурда».

На сцене не должно быть музея

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра:

«Главный итог прошедшего сезона - приобретение нами нового театрально-культурного пространства, Новой сцены. Она особым образом повернула нашу жизнь, стала и организационно, и психологически на нас влиять. С одной стороны, мы - единый организм, а с другой - у нас разные задачи.

С нашей стороны главная задача - чтобы старейший театр был живым, чтобы питался новой кровью, обогащался традициями, чтобы молодежь давала пищу для разного рода творческих контактов. Нравятся они нам или нет - другой вопрос. Это сложный, но, мне кажется, правильный путь. Музей может быть в здании, но на сцене музея быть не должно. На территории национального театра может быть и традиция, и новые опыты - целый комплекс театральных проектов и исследований».

«Люблю пьесы, которые заканчиваются победой»

Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке:

«Представьте: зимний лес и бредущие по нему люди, которые вдруг встречают кем-то разожженный костер и подходят к нему погреться. Так я вижу миссию нашего театра: обогреть, подставить плечо, поддержать в сложное время, когда идет не только физическая война, но и духовная - война разных взглядов и мировоззрений.
Спектакли, которые выйдут в этом году, на простые и одновременно самые сложные темы: жизнь, смерть, любовь, измена, предательство, прощение. Мы отобрали пьесы, чтобы с их помощью анализировать свою собственную жизнь и делать какие-то творческие выводы.

Семен Спивак

О ценности рождения, дыхания, самой ткани жизни, которую мы иногда упускаем из виду, - гениальная пьеса Торнтона Уайлдлера "Наш городок". По ней поставит спектакль режиссер Сергей Морозов.

Другая животрепещущая тема в нашем мире - что такое успешность. Я думаю, что самая главная карьера, которую может сделать человек в жизни, - это найти путь к себе. На эту тему мы размышляем в спектакле по пьесе Артура Миллера "Цена".

Другая премьера - в моем любимом жанре трагикомедии. Этот жанр кажется мне наиболее близким жизни: в ней также переплетено высокое и низкое, смешное и грустное. Спектакль по пьесе Иржи Губача "Адъютантша его императорского величества, или Корсиканка" поставил Михаил Черняк: о том, как уходил из жизни - не только физической, но и общественной, - как терял и находил силы жить один из влиятельнейших людей на земле - Наполеон.

Кроме этих спектаклей мы работаем над пьесой великого писателя Сомерсета Моэма “Верная жена”. В произведении идет речь об измене, но мы хотим поразмышлять о том, как человек попадает в очень драматическую ситуацию и как справляется с ней. Я имею в виду главную героиню пьесы. Вообще, я люблю, когда история заканчивается победой - самое главное, над самим собой. Мне кажется, что и “Евгений Онегин”, например, заканчивается победой - Татьяны. И за это я люблю эту поэму - это придает высоту. Мне кажется, и “Верная жена” - о победе, ума и сердца.

Два с половиной года мы репетируем пьесу Виктора Гюго “Король забавляется”. Меняются артисты, решения… Но есть такая пословица: дальше всех в лес пройдет тот, кто не знает дороги. Это очень высокая пьеса на простейшую тему: зло, которое ты выпустил в мир, всегда возвратится. И если ты хитришь, то, в конце концов, перехитришь самого себя. Довольно жестокая, но жизненная мысль».

Куда смотреть, когда разбегаются глаза – мнение эксперта:

Виктория Аминова, театральный критик:

Виктория Аминова

«Мне кажется интересным все, что нас ожидает в открывшемся после многолетней реконструкции БДТ. Интересно будет увидеть сценическую версию киносценария И. Бергмана "Из жизни марионеток" в постановке Анджея Бубеня. Занятые там актеры Дмитрий Воробьев и Ольга Белинская - кажется, беспроигрышный дуэт. Хочется увидеть их в ролях бергмановских персонажей. С не меньшим интересом жду я и обещанную постановку Андрея Могучего по роману Н. Чернышевского "Что делать?". Во-первых, все, что делает Могучий, всегда неожиданно и мощно, а во-вторых, роман этот кажется совершенно несценичным, так что вдвойне интересно, как режиссер его адаптирует. Анатолий Праудин на Экспериментальной сцене выпускает "Дядю Ваню"; вспоминая опыт его "Вишневого сада", этот Чехов вызывает большой интерес и любопытство. Я слежу за судьбой курса Анны Алексахиной в театре им. Ленсовета, хочется понять, куда и как будут развиваться эти ребята, которые так мощно заявили о себе в спектакле Юрия Бутусова "Кабаре Брехт". И вообще интересно все, что делает Юрий Бутусов в театре им. Ленсовета».

Русская классика: мучительная рефлексия и новые опыты

«Братья», режиссер Евгения Сафонова

Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»
«Приют комедианта»
Премьера: 25, 26 октября

В постановке молодого режиссера Евгении Сафоновой фигура отца Карамазова становится воплощением идеи о «вседозволенности». Его незримое присутствие, его философия формируют пространство и атмосферу спектакля, находят отражение в игре молодых актеров.

Сафонова Евгения

Евгения Сафонова: «В процессе создания спектакля наше внимание было сосредоточено на явлениях не внешнего порядка, которые как раз организуют повествовательную структуру романа, его сюжет, а скорее на тех явлениях, которые утверждают внутреннее пространство человека, пространство и природу его сознания. В нашем спектакле не действуют герои как таковые. Одна из задач, которые мы ставили перед собой, – это желание приблизиться к пониманию природы сомнений, рефлексии. Мы очень рады возможности разделить опыт наших поисков и размышлений на эти темы со зрителями».

«Три сестры», режиссер Андрий Жолдак

А.П. Чехов
Александринский театр
Премьера: в течение сезона

Валерий Фокин: «Жолдак - режиссер очень резкий, неоднозначно всеми понимаемый, что нормально. С моей точки зрения, встреча с Жолдаком будет очень полезна для театра. Труппа сегодня готова к разным режиссерам - их опыт гибкости по отношению к разным мастерам достаточно высок. Тем более, что сегодняшний Жолдак уже не тот, который был несколько лет назад. Он прошел стадию эпатажа, стал очень внимателен к актерам. Неслучайно в его последней работе “Мадам Бовари” есть прекрасные актерские работы. Я решил его пригласить. Как Теляковский (директор императорских театров - «МР») в свое время сказал про Мейерхольда: “Все ругают, должно быть, человек интересный"» .

«Идиот», режиссер Юрий Бутусов

Ф.М. Достоевский
Театр им. Ленсовета
Премьера: весна-лето 2015

«Что делать?», режиссер Андрей Могучий

Н.Г.Чернышевский
Большой драматический театр им. Товстоногова
Премьера: ноябрь 2014

«Смерть Тарелкина», режиссер Семен Серзин

А.В. Сухово-Кобылин
Театр имени В.Ф. Комиссаржевской
Премьера: в течение сезона

Сказки: детское волшебство и взрослые вопросы

«Странствия Нильса», режиссер Мария Романова

Сельма Лагерлеф
Театр Ленсовета
Премьера: 20 декабря

Юрий Бутусов: «Это мюзикл для семейного просмотра. Великая книга шведской писательницы получила в свое время Нобелевскую премию, была переведена на русский язык и адаптирована совсем по-детски. Но изучая эту книгу, мы вдруг поняли, что, в каком-то смысле, это совсем не детское произведение. Оно полно философских и политических размышлений, о связи человека и природы. Путешествие Нильса - это странствие человеческой души в поисках своей родины. Что такое родина - вопрос непростой. И, наверное, мы всегда находимся в поисках».

«Вино из одуванчиков, или Замри!», режиссер Адольф Шапиро

Рэй Брэдбери

Театр юного зрителя им. А.А. Брянцева
Премьера: 15 октября

Режиссер Адольф Шапиро в тандеме с художником Александром Шишкиным ищут ответ на вопрос «Как быть счастливым?». В спектакле участвуют мэтры (Валерий Дьяченко, Сергей Бызгу, Ирина Соколова) вместе со студентами III актерского курса Театральной академии.

«1001 ночь», режиссер Яна Тумина

Арабские сказки

«Приют комедианта»
Премьера: декабрь 2014

Тонкости и природа отношений мужчины и женщины, колорит Востока и пресыщенность современности, ирония и неожиданные повороты, балансирование на грани условного и подлинного - в постановке Яны Туминой, чьи опыты в театре АХЕ, в Большом театре кукол позволяют ожидать визуально продуманный, современный, философский спектакль.

«Снегурочка», режиссер Мария Мирош, худрук Семен Спивак

А. Островский
Молодежный театр на Фонтанке
Премьера: 2015 год
 

Семен Спивак: «Мы посмели репетировать волшебную, самую таинственную из пьес Островского - “Снегурочку”. Очень трудно прочувствовать природу этой пьесы: вроде бы сказка, но в ней какой-то серьезный намек. В пьесе есть огромные противоречия, на которые может ответить только широкий и свободный режиссерско-актерский ум».

Фантазия: на темы сегодняшнего дня

«Теллурия», режиссер Марат Гацалов

Владимир Сорокин

Новая сцена Александринского театра

Премьера: 27, 28 сентября, 14, 30 октября

Роман Сорокина - размышление о том, каким может быть наше относительно ближайшее будущее: действие его происходит в середине XXI века. Этот мир, где кентавры соседствуют с православными коммунистами, кажется неузнаваемым, но только на первый взгляд.

«За миллиард лет до конца света», режиссер Роман Габриа

Братья Стругацкие

Театр «Открытое пространство»

Премьера: декабрь 2014

Может ли человек победить в схватке с природой, или некая безымянная, могущественная сила всегда будет стоять на пути научного прогресса и мстить за попытки человека заступить на следующую ступень познания? Ответы и новые вопросы должна породить постановка яркого экспериментатора Романа Габриа.

Кино: с экрана на сцену

«Из жизни марионеток», режиссер Анджей Бубень

Ингмар Бергман
Большой драматический театр им. Товстоногова (малая сцена)
Премьера: 12, 13 октября
Криминально-психоаналитическая драма Бергмана, шокирующая кровавыми и эротическими сценами, развернется в театральном пространстве.

«Земля», режиссер Максим Диденко

Александр Довженко

Новая сцена Александринского театра

Премьера: в течение сезона

Фильм 1930 года «Земля», раскритикованный в советской прессе за языческое преклонение перед природной силой, был признан одной из самых поэтических немых картин. Философское осмысление мирового разлома - разреза на теле земли, разделившего коллективное и частное, - представит молодой режиссер Максим Диденко.

Доля абсурда

«Беккет. Пьесы», режиссер Дмитрий Волкострелов

Беккет

Сэмюэл Беккет (избранные произведения)

Театр юного зрителя им. А.А. Брянцева (малая сцена)

Премьера: 14, 31 октября

Ранние произведения ирландского драматурга были незнакомы российскому зрителю - пьесы были специально переведены на русский язык для подготовки спектакля.

«Кто боится Вирджинии Вульф», режиссер Энике Эжени

Эдвард Олби

Театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Премьера: в течение сезона

Над спектаклем по произведениям главного российского абсурдиста - Даниила Хармса - работает молодой режиссер Сергей Филатов в Театре им. Ленсовета.
 

share
print