Истории

Кирилл Набутов: Телевидение - это не то, что показывают, а то, что смотрят

Накануне фестиваля «Открытая библиотека», который пройдет 27 сентября, Кирилл Набутов рассказал «Моему району» о том, что изменилось на отечественном ТВ за последние тридцать лет.

27 сентября в библиотеке им. В. В. Маяковского пройдет очередной фестиваль «Открытая библиотека». В рамках фестиваля состоятся публичные дискуссии с участием Олега Кашина, Владимира Познера, Галины Тимченко и других видных персон отечественной журналистики. Изменения в российском ТВ обсудят кинокритик Арина Бородина и телеведущий, продюсер Кирилл Набутов.

- Как изменился телевизионный зритель за последние тридцать лет?

- Он изменился так же, как изменилась страна. Если совсем коротко и грубо, если раньше зритель был в первую очередь объектом пропаганды, то сегодня он не в последнюю очередь потребитель. Понятно, что зритель и тогда был потребитель, просто в свое время не нужно так было за него бороться, конкуренции-то не было, не было рынка, значит, и инструментов рыночных (рейтинг или доля), никто не знал.

Соответственно, телевидение не может это не учитывать. Сейчас, и это главное отличие нынешнего потребителя от того, что был тридцать лет назад, у него есть выбор. Раньше – два канала плюс местное ТВ, потом добавилась образовательная программа. Сегодня вы за символические деньги, а то и вовсе бесплатно, имеете возможность смотреть сотни каналов.

Правда, сейчас фактически уничтожаются маленькие нишевые каналы. Они не могут существовать только на плату зрителей, она мала, а им под предлогом того, что нельзя получать и за рекламу, и от зрителя, отрезают рекламу. Не думаю, что дойдет до крайней точки и будет, как в советское время, три канала, но движение в этом направлении идёт.

- Возможна ли шедшая в 70-80-е передача «Ленинский университет миллионов», представлявшая собою лекции о марксизме-ленинизме?

- На ТВ возможно всё. Можно и берёзы колыхающиеся показывать. В 2002 году один канал показывал горящий огонь в камине, и это даже кто-то смотрел, судя по рейтингам. Показывать можно всё, но телевидение это не то, что показывают, а то что смотрят. Вы знаете, что у Совета Федерации есть собственный рупор в виде кабельного телеканала «ВМЕСТЕ.РФ»?

- Первый раз слышу.

- А он есть, и там даже что-то транслируется. Можно сколько угодно говорить, что во Франции тоже есть парламентский телеканал – «Сенат» называется, но там идут острые дискуссии, за которыми интересно наблюдать. У нас, как это принято говорить, другая политическая культура, и если в нашем парламенте и идет какая-то полемика, то лучше это не показывать никому и никогда.

- У телевидения как искусства может быть миссия?

- Телевидение это всего лишь способ передачи изображения на расстояние, и не имеет значения, как это происходит – с помощью ли интернета, сотовой связи, smart-tv и что там ещё появится. Автомобиль «мерседес» – это прежде всего товар, хотя, конечно, можно говорить о нем и как о произведении искусства: дизайн, интерьер салона и т. д. Телевидение – такой же товар, как и «мерседес», который делается творческим усилием большого количества людей. У ТВ миссия может быть любой, но его задача – воздействие на умы зрителя.

- Возможно ли в России существование ТВ с помощью краудфандинга?

- Сейчас нет. И появится тогда, когда в России будет слой неглупых обеспеченных людей, готовых, скажем, заплатить пять тысяч рублей за то, что не увидят больше нигде, что не может попасть на федеральный канал из-за низкого рейтинга. Хорошо, что сегодня есть отдушина – телеканал «Культура», где я могу, допустим, посмотреть концерт Дениса Мацуева.

- Как вы оцениваете опыт создания так называемого Общественного телевидения?

- Сегодня эта схема не работает. Общественное телевидение было создано два года назад – уже можно говорить о результатах. Они налицо. Телевидение общественное, но финансируется всё равно из бюджета. Как и всё, что финансируется из бюджета, началось это с ремонта кабинетов, которые были обустроены по последнему слову техники и дизайна. На этом деньги кончились. Такому каналу нечего показывать, зрителя обмануть невозможно. Чтобы этот канал начали смотреть, его нужно хотя бы как-то позиционировать, но даже этого сделано не было.

Общественное ТВ как раз и создавалось как бы в расчете на то, что зритель будет сам платить и формировать контент - но откуда у зрителя деньги? В итоге «общественники» висят на шее бюджета, а там и так дыра на дыре. Я рад, что у некоторых моих приятелей есть работа, хотя сегодня обогревать государственными миллионами воздух - аморально, а они именно сжигаются. Зрителя на канале очень мало, рекламы - соответственно.

 - В какой степени вы учитываете мнение и пожелания заказчика, производя телевизионный контент?

- Понятно, что я не могу этого не делать. Если мне заказчик говорит: ты предлагаешь передачу для восемнадцатилетних, а мне нужна передача для бабушек со внуками – я же не могу сказать, что всё равно буду делать то, что хочу. Я вынужден учитывать не только свое представление о прекрасном, если хочу, чтобы мне за мой телепродукт когда-нибудь заплатили.

- А если вы скажете: я уже тридцать лет работаю и неплохо знаю, что нужно моему зрителю?

- Ну, заказчик тоже ведь не первый год в этом бизнесе и кое-что понимает. И вполне может сказать: иди-ка ты на ближайшую свалку и расскажи там бомжам о своей роли в истории отечественного телевидения.

- Часто ли вам приходилось делать на ТВ то, что вы сами смотреть бы не стали?

- Приходилось. Многие мои телевизионные знакомые говорят, что телевизор не смотрят.

- Вы – смотрите?

- Смотрю, но меньше, чем раньше.

share
print