Истории

Как собрать коррупционные сливки из-за границы

Десятки крупных чиновников в России тратят больше, чем официально зарабатывают. А в случае чего – уезжают на Лазурный берег, особо не прячась.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о противодействии коррупции, однако статья 20, где говорится о незаконном обогащении чиновников, в нашей стране не работает.  По мнению государственных юристов, наказание чиновника за то, что он не может обосновать разницу между доходами и расходами, – это нарушение презумпции невиновности.

Выгодные разводы, богатые родители

Как отследить эту разницу? Российские должностные лица ежегодно в рамках законодательства о противодействии коррупции декларируют свои доходы и имущество. На сайтах ведомств публикуются декларации самого чиновника, его жены (мужа) и детей. Самый распространенный способ скрыть доходы сомнительного происхождения – развестись. В Госдуме, например, в 2013 году неожиданно развелись сразу 30 депутатов. Также можно переписать имущество на родителей – они в декларации не включаются, как и «бывшие» жены и мужья.

В феврале 2014 года депутат Госдумы «единоросс» Вячеслав Лысаков выиграл суд у «Трансперенси Интернешнл – Россия»: некоммерческая организация обнаружила в его декларации новые квартиру и автомобиль, стоимость которых превышала доходы семьи за три года, и опубликовала эти сведения в докладе «Вопросы к депутатам 2013». Оказалось, что машина была куплена в 1996 году и только недавно оформлена на Лысакова, а недвижимость принадлежала его новой супруге. За публикацию «порочащих сведений» суд взыскал с общественников 50 тысяч рублей в пользу депутата.

«Подобные случаи – вина законодателей, которые слишком общо прописывают регламенты составления деклараций, – комментирует юрист «Трансперенси Интернешнл – Р» Денис Примаков. – Невозможно отследить, что и на кого из родственников переписало должное лицо. Декларации зачастую публикуются в форматах, которые трудно анализировать на компьютере».

Вместе со всеми весной 2014 года свои декларации опубликовали должностные лица Смольного, Законодательного собрания Петербурга, правительства и ЗакСа Ленинградской области.

Как изъять имущество коррупционера

«Про институт изъятия незаконно нажитых активов в России предпочитают не вспоминать, – продолжает Денис Примаков. – Как он работает, можно отследить на примере Украины. В конце февраля 2014 года за несколько дней до падения режима Януковича должностные лица этой страны начали активно «совершать зарубежные визиты». Сам Виктор Янукович, бывший премьер-министр Николай Азаров, генеральный прокурор Виктор Пшонка – все они (а также их сыновья) имели собственность и счета в ненавистной Европе. Уже 5 марта Евросоюз заморозил их счета. В результате они подали иск в Европейский суд по правам человека. Хотя что-то вывезти удалось: не даром, по слухам, Янукович купил себе дом в Подмосковье».

Согласно конвенции ООН против коррупции, незаконно нажитое имущество может быть возвращено в страну происхождения. Яхты и особняки продаются с аукциона, а доходы вместе с банковскими активами направляются в бюджет страны. Но это – в исключительных случаях, как у бывшего ливийского диктатора Каддафи. Обычно изъятию активов мешает банковская тайна и серые офшорные схемы.

«В чешском или американском банке при открытии счета у вас обязательно спросят, являетесь ли вы должностным лицом, если да – придется заполнить простыню бумаг. В офшорах таких механизмов нет: должностные лица перекидывают активы из одной юрисдикции в другую, делая невозможным их отслеживание», – добавляет Денис Примаков.

Беглый депутат и другие кейсы

Эксцентричный глава Комитета по информационной политике Госдумы Алексей Митрофанов в 2010 году был посредником при взятке. В 2013 глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил лишить его полномочий, но депутат успел скрыться, вероятнее всего, – в Черногорию. На его супругу с 2009 года зарегистрировано два агентства недвижимости в бывшей югославской стане. В декларациях депутата они отмечены не были.

По данным всемирного банка от 2007 года, трансграничный поток доходов от преступной деятельности, коррупции и ухода от уплаты налогов составляет примерно 1-1,6 триллионов долларов в год. Из них половина приходится на страны с переходной и развивающейся экономикой.

Другой похожий случай: беглый министр финансов Московской области Алексей Кузнецов живет, по всей видимости, в Ницце, на Лазурном берегу Франции. Российская Федерация стремится экстрадировать его на родину, чтобы судить, но запросов об изъятии имущества почему-то не посылает.

По данным всемирного банка от 2007 года, трансграничный поток доходов от преступной деятельности, коррупции и ухода от уплаты налогов составляет примерно 1-1,6 триллионов долларов в год. Из них половина приходится на страны с переходной и развивающейся экономикой.

Как сообщил заместитель генпрокурора Александр Звягинцев в недавнем интервью «Российской газете», российские преступники отмывают за рубежом десятки миллиардов долларов ежегодно. При этом в 2013 году ведомство возвратило в страну всего 11 миллиардов рублей из латышского банка и две похищенные иконы.

Лекция юриста «Трансперенси Интершеншл – Р» Дениса Примакова о незаконном обогащении состоялась в пятницу, 19 сентября, в «Высшей школе экономики».

share
print