Истории

Надо ли дарить учителям цветы на 1 сентября?

Мария Лащева, ведущая колонки «Дети», — о суете и радости сборов в школу.

Говорят, что август – это как вечер воскресенья. Вроде бы еще выходной, но понятно, что отдых уже закончился, и все мысли уже там, в первом рабочем дне. В конце августа магазины открывают распродажи школьной формы, в канцтоварах забытые за лето очереди. Детям уже не разрешаешь засиживаться допоздна, надеясь скорректировать их режим, безнадежно разболтанный за беззаботные каникулы. И как последняя черта между летом и осенью, отдыхом и учебой – первое сентября.

Есть какая-то смутная убежденность, что размер букета напрямую повлияет на отношения новой учительницы к твоему сыну.

Первое сентября — день хризантем и белых бантов. «В школу так не хочется!» — канючат дети, но я вижу, что немного кривят душой. В воздухе все равно разлито радостное предвкушение, ощущение праздника. После долгой разлуки созваниваются со школьными друзьями, и радостно орут в трубку: «Димон!!! Узнал?! Встречаемся возле школы!». Перед выходом долго рассматривают себя в большом зеркале в шкафу — в этих новых костюмах они кажутся себе такими взрослыми. В руку — обязательный букет цветов. Особенно стараешься, если ребенок — первоклассник (мы это проходили уже два раза). Есть какая-то смутная убежденность, что размер букета напрямую повлияет на отношения новой учительницы к твоему сыну.

Каждый раз перед школьной линейкой старший сын убеждает меня: «Цветы необязательно! У нас одна Тамара с цветами придет!». А мне кажется, без букета и первое сентября не наступит в полной мере. Как-то продавщица в цветочном ларьке рассказывала, что учителя терпеть не могут все эти школьные праздники с обязательными подношениями цветов, так как потом с грустью считают выброшенные на недолгую красоту деньги и сопоставляют со своими зарплатами.

Лично я логики не вижу – можно подумать, без цветов им было бы гораздо веселее думать о зарплатах. А вернувшись после линейки домой сын каждый раз говорит: «И правда, все были с букетами».

Потом долго раскладывают новые учебники на чистые и пустые полки, подписывают и оборачивают тетради, складывают в пеналы новенькие ручки и карандаши (мальчишки всегда запихивают в раздутые пеналы по 5 запасных ручек всех цветов «товарищей выручать»). Пока что на столах идеальный порядок, костюмы чинно висят на вешалке в шкафу.

Как-то продавщица в цветочном ларьке рассказывала, что учителя терпеть не могут все эти школьные праздники с обязательными подношениями цветов, так как потом с грустью считают выброшенные на недолгую красоту деньги и сопоставляют со своими зарплатами. 

Вечером обсуждают прошедшее лето: слишком быстро прошло, слишком мало играли на компьютере, слишком много работали в деревне, не поехали в Украину к любимой бабушке. И снова строят грандиозные планы, как все наверстать на следующий год.

Педсовет

Лилия Захаренко:

Мне в детстве очень нравилось готовиться к школе, как пахнут новые тетрадки, краски, цветная бумага. Резиночки новые покупались, спортивный костюм, кроссовки! А еще, в конце августа полагалось прийти за списком учебников и получить их в библиотеке. И среди полученных книжек были украинская и русская литературы. И я их прочитывала в оставшиеся несколько дней. Это был просто праздник. Мама мне разрешала несколько дней бездельничать, и в кресле с чаем читать. Считалось, что я готовлюсь к первым учебным дням.

Руслан Брель

Первые классы - это конечно было величайшее событие для меня: нелепое фото с хризантемами возле подъезда, форма, значок, ранец за спиной, музыка, радость, родители, какой-то урок Мира, смысл которого до сих пор не понятен. А к концу школы уже преобладал пофигизм, искал возможности одеться вызывающе неформально, но еще с опаской, правда. Вспоминаю: выглядело очень безвкусно, обвисшая джинсовка с нашивками, булавки. А к студенческим годам уже совсем распоясался: волосы ниже лопаток, какие-то значки, брелки, феньки...
Варвара Золотухина

Моя Полина очень хочет в школу, потому что ей надоел садик. Форму мы будем шить, потому что в нашей школе полагается быть в форме. Какого цвета, правда, скажут лишь в конце августа, так что заранее даже купить не смогу. Я очень переживаю, что Поля не впишется в коллектив. Там уже знакомые друг дружке дети - познакомились на подготовительных курсах, а моя туда не ходила. Теперь думаю: как ей помочь влиться в коллектив и может ли мама это сделать?

Михаил Романенко:

У меня в школьном возрасте первого сентября возникало постоянное недоразумение. За лето все немного подрастали, были загорелыми, казалось, что они стали старше за лето, а ты почему-то нет, ты же себя видишь каждый день. И мне казалось, что я теперь самый младший в классе.
Ольга Кочергина

Учу к школе свою Веронику считать. Считаем талончики в троллейбусе - какой у нас, счастливый или нет, пишет в тетрадках прописи, кроссворды отгадывает в детских журналах. А форму еще не купили, бабушка обещает в Москве посмотреть, белый верх, темный низ. Рассказываю про школу, что внимательна должна быть, слушать, что говорят, не стесняться спрашивать, если что не понятно. Она боится, хоть и интересно, и рюкзак купили классный, дорогой.

Анастасия Петрова:

Чем старше становятся мои дети, тем меньше мы готовимся к 1 сентября. Раньше, в младшей школе этот день у меня был своеобразным "концом света". Точнее, 2-3 предыдущих дня - 30-31 августа - были самыми страшными днями в году. Во-первых, была невообразимая суета - собрать их обоих, предусмотреть все-все-все.. Новая обувь (такая, сякая, физкультурная, уличная, сменная, чешки и проч.), брюки, блузки, повседневная одежда в школу.. За лето ведь все уже становилось мало, я каждый раз покупала новый гардероб обоим! Потом все эти портфели, линейки, какие-то там ужасные кассы с буквами, палочки-считалочки, краски-кисточки.. мне страшно это вспоминать!

Отдельная тема - учебники, которые все разные и на которые чуть не в индивидуальном порядке на каждый приходится подбирать обложки. Потом это все оборачивать, подписывать. И еще - все это было связано с гигантскими расходами. Я в те годы жила достаточно бедно, для меня это была катастрофа всегда. На все это уходило тысяч 7-10 каждый раз. Ночью перед 1 сентября я обычно ложилась часа в 4, все погладив, приготовив, уложив. И потом наконец это чертово 1 сентября - а дальше уже все, жизнь пошла на новый круг. Я привыкла этот день считать Новым годом.

Ну а сейчас, конечно, все спокойней уже. Хотя есть суета, и расходы, и опять же все эти обложки-тетрадки, но уже гораздо, гораздо проще. Дети уже не так трепетно ко всему относятся, как раньше. Нет установки - чтоб все было готово именно к 1 сентября. Что-то можно и попозже подкупить, а на что-то вообще забить. Парадную одежду натягиваем прошлогоднюю, она трещит по швам, но мы все понимаем, что это только на один день, и нет смысла покупать новые блузки и брюки только ради того, чтобы блеснуть этим всем на линейке. Наоборот даже, мне приходится убеждать Ваню, что в джинсах неприлично идти в школу в День Знаний, и рубашку лучше надеть вместо футболки. Он не понимает, зачем..

share
print