Истории

Гид по Manifesta-10: от Зимнего дворца до подъездов в спальных районах

Искусство проникает повсюду: от классических залов Зимнего дворца и до подъездов домов в спальных районах. Что уж говорить о галереях, библиотеках, антикафе, кинотеатрах и книжных магазинах.

Подготовка к выставке длилась около года: художники, приглашенные куратором Каспером Кенигом, приезжали в Петербург и создавали работы специально для «Манифесты». Проводились перфомансы, лекции, встречи и кинопоказы, снимались фильмы; велись работы в пустующем здании Первого кадетского корпуса и в Главном штабе. Эти пространства открываются для петербуржцев впервые именно на «Манифесте». Искусство проникает повсюду: от классических залов Зимнего дворца и до подъездов домов в спальных районах. Что уж говорить о галереях, библиотеках, антикафе, кинотеатрах и книжных магазинах.

На выставке представлены самые разные произведения: по форме и настроению, по доступности и известности. Есть светлые образы, полные юмора, и проблемные, сложные, «больные». Каждому зрителю запомнится что-то свое.

Сам факт проведения крупнейшей биеннале современного искусства в Петербурге, да еще и в Эрмитаже, вызывал активные споры. Открытие «Манифесты» - приглашение к всеобщему диалогу, который продлится до 31 октября (даты мероприятий параллельной и публичной программ нужно уточнять). Биеннале предлагает бесплатные экскурсии и обучение в школе журналистики. Подробности на сайте manifesta10.org. 

ГЛАВНЫЙ ШТАБ

Дворцовая площадь, дом 6/8

Здесь будет представлено две трети экспонатов основной программы «Манифесты». Работы, выполненные или отобранные куратором для биеннале, расположатся в главной анфиладе, на третьем и четвертом этажах здания. Они будут перемежаться с произведениями XIX–XX веков из эрмитажной коллекции. Именно здесь можно будет посмотреть фильм Эрика ван Лисхаута об эрмитажных котах, фотографии Мамышева-Монро в образе Мэрилин, видео с «Пиратского телевидения», основанного Монро вместе с Тимуром Новиковым, а также знаменитые полотна Анри Матисса, перенесенные из Зимнего дворца. 

В Главном штабе любопытные найдут карту маршрута, по которому будет курсировать автомобиль с неоновой надписью: Nо? Future!. Девиз Sex Pistols из 70-х годов звучит сегодня с новым смыслом: стоило только изменить пунктуацию. Также посетители смогут попасть внутрь объемной картины восставшего против линейности художника Отто Цитко и обнаружить в незатейливых петербургских квартирах подлинники Малевича и Филонова.

Фото: работа Николь Айзенман. Предоставлено «Манифеста-10».

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

Дворцовая площадь, 2

Работы современных художников, размещенные в залах традиционного музея, будут подчеркивать контраст с интерьерами и постоянных экспозиций Эрмитажа и одновременно устанавливать сложный диалог истории и современности. В залах Анри Матисса окажутся работы трех художниц: Марии Лассинг, Николь Айземан и Марлен Дюма. Дюма покажет серию акварельных портретов знаменитых людей от Чайковского до Оскара Уайлда. Татцу Ниши построит дом для одной из эрмитажных люстр, а другой японский мастер — Ясумаса Моримура - вслед за Монро продолжит тему перевоплощения. Его вдохновили рисунки, сделанные художниками блокадного Ленинграда и сохранившиеся до наших дней: залы музея, заваленные песком, пустые рамы… Он нашел точки в Эрмитаже, где были созданы эти картины. На выставке будут фотографии: переодевшись в жителя блокадного города — в тулупе, в шапке, - Моримура рисует в интерьерах музея. Мы станем свидетелями некого мистического опыта: перевоплотившись в человека другой эпохи, современный художник оказывается в стенах, которые помнят историю. В Будуаре можно будет встретить самую женственную и неуловимую героиню чеховского рассказа «Даму с собачкой»: увеличенную до высоты человеческого роста сувенирную фигурку. Спускаясь и поднимаясь по главной лестнице Нового Эрмитажа (со стороны Миллионной улицы), вы услышите фортепианную музыку: это аудиоинсталляция Сьюзен Филипс, которая должна напомнить о величии и пугающей мощи близкой и непредсказуемой Невы.

БОЛЬШОЙ ДВОР ЭРМИТАЖА

Зеленая «Лада», разбитая о дерево и брошенная на месте «аварии» - это работа известного бельгийского автора Франсиса Алюса. Ее история началась более 20 лет назад, когда у подростка Алюса появилась мечта: приехать на «Ладе» в Россию.

«В бурной фантазии деревенских мальчишек, -- вспоминает художник, -- этот автомобиль был символом того, что находилось по ту сторону «железного занавеса», символом альтернативы, Общего дела, Вызова, всего, чего так боялись наши родители».

Тогда он даже сбежал из дома, но выполнить задуманное не удалось: вскоре после выезда «Лада» сломалась. Много лет спустя Алюс вернулся к детской мечте: и вот разбитая «Лада», как символ пройденного, знак окончания путешествия, стоит в центре дворика центрального музея Петербурга. Кроме того, во дворе в специальных декорациях покажут около 70 фильмов, посвященных современному искусству (проект Unlooped KINO).

ВЕСЬ ГОРОД

Самые разные площадки будут задействованы в основной программе  «Манифесты». В Центре современного искусства имени Сергея Курехина каждый сможет записать любую музыку (песню): в оборудованной студии в сопровождении... голосов сверчков, птиц, китов, койотов, кошек и других звуков живой природы. Голоса животных и птиц были собраны художницей Паолой Пиви.

В Воронихинском сквере Гай Бен-Нер представит свою работу «Прибавочный досуг»: на экране покажут Арнольда Шварценеггера, восхваляющего рыночную экономику. «Фишка» в том, что экран работает от электричества, которое вырабатывается за счет упражнений людей в тренажерном зале. Таким образом, система рекламирует сама себя, а платят за это люди: своими силами и временем. Проект заставляет еще раз критически оглядеться вокруг.

Серия показов «Любимое кино современных художников» уже проходит в кинотеатре «Аврора» раз в месяц. Всего покажут восемь картин, которые объединяет одно: о них хочется говорить. Каждый художник сам представляет выбранную картину и обсуждает ее со зрителями после просмотра.

ПЕРВЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

Кадетская линия, 1

Основная часть параллельной программы «Манифесты» пройдет в пустующем здании Первого кадетского корпуса. На выставке предоставится уникальная возможность посетить это здание (вероятно, после выставки оно будет вновь закрыто). Здание было создано Трезини, затем над внутренним убранством работали около 15 мастеров: кто-то сделал прекрасный сводчатый переход, кто-то — галерею (еще в XVIII веке), затем - огромный зал для торжественных церемоний. Каждая эпоха оставила свой след в интерьерах Кадетского корпуса: остатки роскошной лепнины, потрескавшаяся плитка, портреты вождей. 13 проектов, выбранных Международным жюри «Манифесты» для участия в параллельной программе, предстанут перед зрителями: гигантская ковровая дорожка под потолок (работы Ивана Плюща), экспозиция «Двенадцать задумывающихся фотографов» и многое другое.

Другие мероприятия параллельной программы пройдут в пространстве «Тайга», на Пушкинской, 10, в Музее стрит-арта на Ладожской, в Новом музее, в Академии художеств.

ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ

Загородный пр., 52

Не случайно именно вокруг вокзала будет строится публичная программа «Манифесты». Когда-то вокзал был предметом гордости каждого уважающего себя европейского города. Города соревновались: где больше путей, где эффектней фасад... Позже таким «признаком» большого города стал цирк, а теперь — музей современного искусства. Как замечает Дмитрий Озерков, интересно, что многие музеи современного искусства перестраиваются из вокзалов (Орсе в Париже, Гамбургский вокзал — ныне Музей современности - в Берлине). И Витебский вокзал вступает в новый этап своей жизни, хотя и продолжает быть вокзалом. 9 и 10 июля здесь обоснуется «Овощная палатка» Ладо Дарахвелидзе: армяне, азербайджанцы, грузины, осетины и абхазцы работают здесь бок о бок, и их единство порождает энергию, сравнимую с атмосферой публичных манифестаций. В музыкальной гостиной Витебского вокзала, которая долгие годы пустует, художник Рагнар Кьяртассон исполнит песню, которую он сочинил на русском языке: «Тоска сильнее счастья». Он стремится выразить свойственную и скандинавам, и славянам меланхоличность, которая может сочетаться с внешней веселостью, остроумием, активностью. Перфоманс пройдет в ночь с 24 на 25 октября.

Публичная программа задействует еще несколько точек: среди них киностудия «Лендок», коммунальная квартира на Марата, музей в Разливе и даже Институт восточных рукописей РАН.

Фото предоставлено организаторами выставки. 

НОВЫЙ МУЗЕЙ

6-я линия, 29

Первая ретроспективная выставка погибшего в 2010 году Владислава Мамышева-Монро открылась 6 июня и продлится до конца лета. Здесь собраны такие серии, как «Жизнь замечательных Монро», «Русские вопросы», «Любовь Орлова», «Starz», «Сказка о потерянном времени» и многие другие. Кроме того, представлены коллажи и картины Мамышева-Монро из частных собраний. К выставке специально издана Новым музеем книга  «Жизнь замечательного Монро», написанная кураторами О. Туркиной и В. Мазиным. Олеся Туркина рассказала «МР» о том, как сам художник помог собрать работы для выставки: «Мы постарались вернуть художника в Россию уже после его смерти.

Хотя художники, как и поэты, писатели, никогда не умирают. Действительно, на пути подготовки выставки было несколько удивительных находок. Владик был добрым человеком, он вовсю дарил свои работы. И вот, один замечательный коллекционер сам обратился к нам, узнав, что мы делаем выставку. Он сказал: "Вы знаете, у меня есть такая работа, Владик подарил мне ее 20 лет назад, и я хотел бы, чтобы она была на выставке".

...У каждого есть любимый образ. Для Владика таким образом стала Мэрилин Монро. Он поразила его своим сиянием. Он говорил, что его мама похожа на нее. Он переносил образ Мэрилин не только на себя, но и на политиков, на других известных людей. Он же был художник перестройки, вот и показывал, что ничего не осталось стабильного: политик ты, обычный человек или звезда - все может измениться в момент. Кстати, Владик любил и образ Любови Орловой (в каком-то смысле, антипод Мэрилин Монро). И он даже снялся в фильме «Волга-Волга», который тоже можно посмотреть на выставке. Уморительно видеть вместо лица Орловой лицо Владика! Вообще, выставка веселая. Но она ставит и серьезные вопросы: кто я? в какое время я живу?»

  • 226481_0_640x427

    Trend

  • 226511_0_640x427

    Trend

  • 226478_0_640x427

    Trend

  • 226488_0_640x427

    Trend

  • 226503_0_640x427

    Trend

  • 226482_0_640x427

    Trend

  • int020140627-18_2480x2480

    RussianLook

  • int020140627-20_2480x2480

    RussianLook

  • int020140627-22_2480x2480

    RussianLook

  • int020140627-19_2480x2480

    RussianLook

  • int020140627-23_2480x2480

    RussianLook

  • int020140627-25_2480x2480

    RussianLook

  • int020140627-17_2480x2480

    RussianLook

  • int020140627-21_2480x2480

    RussianLook

  • int020140627-24_2480x2480

    RussianLook

share
print