Истории

Общественный контроль: президент VS правозащитники

Смысл законопроекта «Об основах общественного контроля», одобренного в первом чтении, полностью извращен, считают правозащитники. Кроме того, его принятие отодвигается на неопределенный срок.

Член Совета при президенте по правам человека Наталия Евдокимова сравнила две версии закона «Об основах общественного контроля» – изначальный, подготовленный правозащитниками в январе 2014 года, и президентский, принятый в первом чтении Госдумой в апреле.

«При подготовке документа было сломано множество копий, но у Совета по правам человека получился работоспособный документ. То же, что пришло из администрации президента, отличается от нашего документа, как небо и земля. Редактура коснулась практически всех разделов законопроекта, что полностью извратило его смысл»,  – сетует Евдокимова. Бывший депутат Законодательного собрания Петербурга указывает на то, что из законопроекта исчезли ссылки на Конституцию и международное право: «Понятно, сегодня Конституция вообще не работает, а международное право – это криминал».

В версии законопроекта, прошедшей первое чтение, также сократили круг контролеров – ими могли быть только профессиональные организации, а не граждане и организации, как у правозащитников. Сократили и круг контролируемых: проверять можно было органы власти и подведомственные им организации, но не отдельных должностных лиц. Кроме того, из документа изъяли все упоминания о едином портале, где могли бы публиковаться результаты проверок. Полный перечень разногласий доступен в презентации, которой поделилась с «МР» Наталия Евдокимова.

Разногласия правозащитников и депутатов смягчились после июньских поправок к законопроекту. В общественные контролеры все же разрешат записываться всем желающим, а не только выдвиженцам общественных организаций. Авторы поправок: Людмила Швецова («Единая Россия») и Дмитрий Савельев (ЛДПР). Предложение замдиректора Федеральной службы исполнения наказаний Анатолия Рудого не допускать в контролеры россиян, имеющих иное гражданство, рабочая группа Госдумы отклонила. Впрочем, по версии скептиков, общественный контроль в представлении думцев все равно представляет собой формальность.

Координатор Фонда борьбы с коррупцией в Петербурге Дмитрий Сухарев считает, что оба варианта законопроекта излишни. «Мы с юристами фонда изучили оба варианта. Дополнительных прав общественным организациям законопроект не дает, а дополнительные обязанности возлагает. По сути, это первый шаг, чтобы сказать: у нас общественные организации занимаются контролем, видите, в законе написано, а граждане, если хотят, пусть вступают в эти организации. Когда смотришь на этот закон, видишь перспективу, чем это может закончиться... Когда принимался закон о противодействии терроризму, никто не думал, что он обернется закрытием информационных сайтов. И здесь может быть то же самое».

Наталия Евдокимова не согласна с такой постановкой вопроса. По ее словам, сегодня органы власти не расположены к гражданскому контролю, и нужен законодательный инструмент, который откроет двери недоступных ныне кабинетов.

На одном из последних заседаний Госдумы перед каникулами решено перенести второе чтение законопроекта «Об основах общественного контроля» на неопределенный срок. Возможно, как и многие благие инициативы общественников, документ «застрянет» между чтениями, и будет принят через много лет, когда толку от него уже не будет.

Как выяснили эксперты «Открытого правительства» в январе, граждане слабо задействованы в обсуждении разрабатываемых ведомствами проектов нормативно-правовых актов. Количество участников «публичных консультаций» составляет 0,97 на один акт, и вина этому, как они считают, – отсутствие понятного алгоритма и учета поступивших замечаний.

share
print