Истории

Иллюстратор Леонид Владимирский работает для детей

Леонид Владимирский – один из старейших, самых известных и любимых иллюстраторов детских книг. Достаточно открыть его рисунки к "Приключениям Буратино", "Волшебнику Изумрудного города", "Путешествию Голубой Стрелы", чтобы понять: этот художник умеет видеть мир глазами ребенка.

Созданные его кистью герои необычайно эмоциональны и фактурны: благородный Руслан и зловещий, но при этом комичный Черномор, грозный Змей и могучий Никита Кожемяка; добродушный Страшила и Железный Человек, в которых жизни не меньше, чем в героях-людях… И, конечно же, главный персонаж, которому Владимирский подарил классический облик – Буратино. Деревянный человечек стал настоящим в том числе и благодаря таланту Владимирского, а еще – приобрел всем известный колпачок в красно-белую полоску.

Сам художник говорит, что всю жизнь работает для детей, да и душою задержался в детстве, ведь дети – народ радостный и любопытный, и рисовать для них одно удовольствие. Каждый вечер он придумывает и рассказывает сам себе сказки, а утром записывает и зарисовывает получившиеся сюжеты.

За годы работы над персонажами Александра Волкова и Алексея Толстого Владимирский настолько сроднился с книжными героями, что не смог оставить любимых героев без дальнейших приключений и сам написал несколько сказочных повестей. Среди них "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе".

Каждая иллюстрация Владимирского – это необычайно детский взгляд на события сказки, а работа над любой книгой – сотворчество. В "Руслане и Людмиле" дольше всего художник размышлял над палитрой цветов, подбирая наиболее подходящий к поэме Пушкина, а, иллюстрируя русскую народную сказку "Никита Кожемяка", придумал свою версию судьбы змея. Его змей по-настоящему влюблен в царевну, и по рисункам это даже заметнее, чем по самому тексту: он смущенно топчется перед царевной, сжимая в лапах букет ромашек.

Его картины легко узнать по ярким краскам, золоту солнечного света и румяным щекам героев. Леонид Владимирский закончил отделение мультипликации во ВГИКе, не случайно каждая его иллюстрация полна движения и света. На одной странице не хватит взгляда, чтобы охватить все детали – корабли с разноцветными парусами, стены домов и цветные крыши, высыпавший на улицы люд. На другой – все внимание сосредоточено на эпическом сражении русского богатыря и трехголового змея. Мы листаем книгу, а сказочный мир постепенно оживает.

"Руслан и Людмила" стала для художника Леонида Владимирского одной из главных книг в жизни.  Эта гениальная поэма Александра Пушкина, написанная с удивительной легкостью и изощренностью, является одной из любимейших отечественных детских книг. Не будет большим преувеличением сказать, что для многих знаменитое сказочное вступление "У Лукоморья дуб зеленый…" было первым переживанием настоящей поэзии. "Руслан и Людмила" не стареет, но подобно многим классическим текстам сопровождает нас всю жизнь, открывая новые грани в своей мерцающей глубине.

Пушкин написал волшебную сказку, полную захватывающих дух приключений (недаром в ней так важно ощущение полета, перспективы). И вместе с тем она написана с большой иронией, иронией не гротескной, но очень тонкой, умело спрятанной между строк. В полной мере оценить эту иронию мы сможем уже во взрослом возрасте.

Владимирский  работал над ней около сорока лет с перерывами, так что перед нами очень зрелые иллюстрации для детей к книге очень молодого автора.

В своем послесловии художник дает возможность нам заглянуть в свою творческую мастерскую. Вы узнаете, почему для оформления книги была выбрана именно эта палитра, и как она связана с графикой самого Пушкина, кто стал прототипом Людмилы, и почему форзацы книги выглядят таким образом.

www.labirint.ru

share
print