Истории

Сэндвич-поколение не выбирает

Таких женщин часто называют «тетками» - усталые, махнувшие на себя рукой, зажатые между двумя, а то и тремя поколениями, которым нужна их помощь и забота. Социологи даже придумали термин – сэндвич-поколение.

50-летняя Вера не хочет называть свою фамилию. Ее жизнь кажется ей вполне обычной, как у всех. Утром, еще перед работой, она спешит к престарелым родителям – приготовит завтрак и обед, проконтролирует прием лекарств. После работы снова спешит к родителям – помочь с ужином, прибрать, постирать. И только потом - домой. Так изо дня в день. Иногда помогает взрослая дочь, но у той часто болеют дети, и ей самой требуется помощь бабушки. «Вы что смеетесь, какие театры?…» - отвечает она на вопрос о последнем выходе «в свет» или покупке обновки. 

В этом году Европейский университет в Санкт-Петербурге проводил масштабное исследование  такого «феномена»  в Петербурге, Архангельске, Самаре и Казани.

Куда деться с подводной лодки

«Наверное, мы узнали то, что мы знали и так, но теперь у нас есть доказательство – есть такой феномен, который называется «промежуточное поколение» или «сэндвич-поколение», - объясняет Елена Здравомыслова, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. -  Когда женщины среднего возраста или «молодые пожилые» сталкиваются с двумя или тремя серьезными проблемами. У нее и дети, может, еще не совсем выросли, еще требуют родительской заботы, а с другой стороны, она сама еще работает, а с третьей стороны, у нее начали сдавать родители, которые нуждаются в ежедневной заботе. А порой им необходим интенсивный постоянный уход. Это и финансовая нагрузка на семью, и необходимость душевного и физического труда. Огромный «комплекс заботы» в нашем обществе падает на семью, и, прежде всего, на женщину. Участие мужчин чаще всего фрагментарно».

Конечно, каждая женщина решает эту проблему, как может, в силу своих ресурсов, характера. Но, как правило, они стараются не отдавать своих больных и уже зависимых пожилых людей в учреждения опеки. И это делается не потому, что там плохой сервис, а в силу культурной традиции, осознания своего долга. «Куда я денусь с подводной лодки?», «У меня такая пора настала» - говорят женщины о своей рутинной и монотонной ежедневной работе, даже не допуская мысли, что это не совсем правильно и справедливо.

«Эта серьезная нагрузка, которую на женщин просто сложило общество. А между тем, женщины еще молоды, способны развивать свою карьеру и интересы. Но они уже обреченно смотрят на свою жизнь, их свобода сильно ограничена» - говорит Елена Здравомыслова.

Старики – как дети

При этом очевиден перекос в заботе государства. Социальная политика во многом сосредоточена на помощи семьям с маленькими детьми, начиная от декретного отпуска, пособий, льгот, и заканчивая материнским капиталом. Открываются центры «Помощи семье и детям»… Однако, когда на руках семьи, и прежде всего, женщины, оказываются пожилые, требующие ухода родители, (а зачастую и родители мужа) – тут финансово, психологически и социально они не находят никакой поддержки и помощи. Эту проблему словно никто не хочет замечать – ведь женщина все сделает сама и бесплатно.

Профессор говорит, что вовсе не пропагандирует отказ от морального долга и заботы о пожилых людях в семье. Но, по ее мнению, нужно требовать и бороться, чтобы нагрузка не лежала целиком и полностью на одном человеке. Нужно искать механизмы и ресурсы – финансовые, экономические, социальные, чтобы решить эту проблему.

Возможна ли «теплая забота»?

Среди американских психологов появился термин - «глобальное похолодание», «холодная забота». Он означает появление в обществе острого дефицита заботы, как приватной, так и публичной. Забота предполагает индивидуализированное, эмоционально заряженное обслуживание, в частности, очень пожилых людей. Ее не хватает и дома, так как уставший человек редко способен на эмоциональное участие. Обеспечить атмосферу родственного, теплого отношения очень сложно и в лучших домах для престарелых. Что же делать? Единственный выход, по мнению профессора и ряда американских специалистов, - дать ход «теплой заботе», то есть помочь семье, в которой есть требующие ухода родные. «Нужно создать ситуацию, когда мы не лишаем семью этого важного ресурса общения со старшим поколением и важного периода. Но в то же время не делаем семью, и женщину в частности, заложником этой заботы», - говорит Елена.

В будущем социологи планируют изучить опыт других стран в решении проблемы, в частности, опыт еврейских общин, волонтерских организаций, поиск возможных решений на общественном и государственном уровне.

Реплика

Сергей Юрьевич Мацкевич, ведущий специалист отдела организации социального обслуживания населения Управления социального обслуживания населения Комитета по социальной политике Санкт- Петербурга.

Есть ли у нас потенциал для создания современной модели «теплой заботы» о наших близких? И в будущем - о нас самих? Увы, на сегодняшний день поиск решений находится в зачаточном состоянии. Скорее всего, все равно женщины будут разрываться на несколько частей, и государство будет брать на себя только самые крайние случаи. Государство «помогает», но не берет на себя всю полноту ответственности и исполнения тех или иных функций.

 Кира Варшавская, представитель еврейского благотворительного центра «Хэсэд Авраам»:

«Мы считаем, что совершенно неправильно возлагать на детей уход за тяжелобольными престарелыми родителями. Дети должны помочь организовать такой уход, но не могут сами его оказывать. Общество считает, что это аморально, когда дети не сами ухаживают за престарелыми родителями, а кому-то это поручают. В результате мы получаем совершенно изможденных женщин, которые не могут вести собственную нормальную жизнь и уделять время своей семье и полноценному воспитанию детей, часто из-за этого разваливаются их семьи. И вот это действительно аморально.

В еврейской общине организована помощь самым разным нуждающимся людям и в частности таким семьям, где есть и дети, и престарелые родители, которые требуют постоянного ухода.  Брошенные и неухоженные старики появляются не от того, что их дети за ними не ухаживают, а оттого, что общество пока что не принимает идею того, что осуществлять уход за престарелыми тяжелобольными людьми должны профессионалы.

Безусловно, дети не должны бросать своих родителей, но непосредственно осуществлять уход за ними должны профессионалы.

В Петербурге работают несколько благотворительных организаций, чья деятельность направлена на оказание социальной помощи семьям с детьми и пожилым людям. Благотворительный центр «Хэсэд Авраам» помогает и ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. Мы осуществляем уход, проводим медико-социальную реабилитацию, помогаем восстановиться после инсультов и травм. В «Хэсэде» функционирует дневной центр для людей с болезнью Альцгеймера, работают группы поддержки для родственников таких людей. В этих группах они получают профессиональную психологическую поддержку, могут общаться с людьми, у которых похожие проблемы, и хотя бы ненадолго отключаются от своей бесконечной рутины».

share
print