Истории

Шпаргалки идут в ногу с современными технологиями

Некоторые «продвинутые» учителя позволяют пользоваться на экзаменах даже интернетом — если ученик не знает предмета, это все равно очевидно

На днях ехала в метро с приятельницей, учительницей литературы. Неожиданно моя спутница полезла за кошельком: очередной торговец зычным голосом предлагал «ручку подарочную»: одна кнопка превращала ручку в лазерную указку, другая - подсвечивала инфракрасными лучами текст, который следовало писать невидимым стержнем, выдвигавшимся при повороте. «Подходит учитель – и ничего не видит», -- услужливо пояснял продавец.

Ручку моя приятельница купила: и указка нужна, и другая кнопка пригодится. Ее коллега в физико-математической школе принимал письменный вступительный экзамен. Какой-то юный физик решил, что пользоваться «невидимыми чернилами» проще, чем зубрить формулы. Каково же было его удивление, когда экзаменатор посветил на его письмена своей ручкой! Юноша, видно, не понял, куда поступает: технические новации доходят до преподавателей школ с техническим уклоном явно раньше, чем до абитуриентов.

Однако чаще поколение, выбирающее легкие пути и высокие технологии, оставляет учителей далеко позади. Девятиклассник Коля, по собственному признанию, скачал сочинение прямо на уроке, подключив мобильник к Интернету и пришив его к внутренней стороне рукава пиджака.

 «Училка не просекла», -- не без гордости заключает рационализатор. Где уж ей: ей и в страшном сне не могло присниться, что критика советской действительности в повести Булгакова «Собачье сердце» может транслироваться из «всемирной паутины» в рукав пиджака!

А на плеер, как поведела мне семиклассница Аня, можно записывать не только музыку, но и теоремы. Восьмиклассник Сергей демонстрирует содержимое своего sms-box-а: кажется, что он переписывался лично с Менделеевым…

Ну а что же учителя? Большинство прекрасно осведомлено об изобретениях школьников. И тут каждый выбирает – сражаться или приспосабливаться.

Первое проще: использование на уроках «высоких технологий» можно запретить. Учитель физики Михаил Ливанов так и поступил. По его словам, он не допускает ни в каком виде использование на контрольной или экзамене мобильника/коммуникатора/наладонника (в том числе и якобы в качеств часов и калькулятора). Нужны часы -- спроси время у учителя; нужен калькулятор – приноси обычный калькулятор, а еще лучше оставлять выкладки как есть (не досчитывая).

В наушниках сидеть тоже нельзя. Как-то ученик слезно умолял оставить ему наушники: он ни секунды не мог жить без музыки. Когда учитель заставил его вынуть наушники, любитель прекрасного помучился пять минут, а потом ушел из класса, оставив жестокому учителю пустой листок.


Как ни странно, это работает: против лома нет приема. Но есть и другой способ: вместо того, чтобы запрещать, можно разрешать. Учительница Наталья Александрова признается, что разрешает ученикам на контрольных и экзаменах пользоваться конспектами.

Если они есть - значит, работал. А если чужие - не помогают. Главное вопросы задавать на сообразительность, установление аналогий, тогда видно, готовился студент или впервые увидел текст.

Некоторые «продвинутые» учителя даже разрешают на контрольных пользоваться Интернетом. Но наличие текста перестает быть аргументом вроде "я же учил, поставьте хотя бы троечку". Если ученик предмета даже не нюхал, то за час он не успеет прочесть то, что наловит в интернете.

Но особо компьютерно одаренные заблаговременно создают собственные сайты, на которых размещают короткие и удобные выжимки ключевой информации по каждому вопросу.

Так что высокие технологии вовсе не разрушили учебный процесс наших школ. Школа теперь напоминает ту самую ручку с двумя кнопочками: одни жмут на одну, другие – на другую, а ручка пишет.

share
print