Истории

Развитие речи у каждого ребенка проходит по-разному

Мама и папа – первые слова, которые ожидают услышать родители от своего малыша. Но возможность говорить и ясно выражать свои мысли у разных детей появляется в разное время, и родителям стоит уделять особое внимание развитию речи ребенка.

Первый звук, издаваемый новорожденным ребенком, – крик. Именно с него начинает свою самостоятельную работу система органов дыхания. Это еще не речь, но важный сигнал для окружающих. Уже в полуторамесячном возрасте малыш пытается тренировать мышцы речевого аппарата и синтезирует более сложные сочетания звуков.

В начальный период  становления речи важно больше общаться с ребенком, повторять за ним звуки, стараться пробудить в нем желание больше упражняться. Ведь именно в ходе общения у малыша возникает желание и необходимость развивать речь.

Специалисты-логопеды выделяют у ребенка несколько стадий развития речи в зависимости от его возраста. В полтора месяца малыш выдает распевные звуки. В 2-3 месяца ему уже под силу издавать легкие звукосочетания типа г-у, бу-у и другие. В возрасте четырех месяцев его речевой аппарат способен слагать последовательность звукосочетаний. В 7-8,5 месяцев ребенку удается повторять слоги: ба-ба, на-на-на, да-да-да. Ближе к 9,5 месяцам слоги могут произноситься с разной интонацией.

В начальный период  становления речи важно больше общаться с ребенком, повторять за ним звуки, стараться пробудить в нем желание больше упражняться. Ведь именно в ходе общения у малыша возникает желание и необходимость развивать речь.

Общение с ребенком и наблюдение за развитием его способности говорить позволяют своевременно выявить нарушения. Если в первые восемь месяцев малыш не пытается синтезировать различные звуки, то это повод для беспокойства. Стоит показать его специалистам.

В 10-14 месяцев ребенок должен адекватно реагировать на обращение к нему и пытаться издавать звуки, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. В 14-18 месяцев он должен уже различать значения отдельных слов и уметь показывать на себе «где глазки?», «где носик?». В возрасте около двух лет ребенок понимает и выполняет простые просьбы родителей, в два-три года говорит отдельные слова и строит простые фразы, в 3-4 годика он уже должен уметь строить предложения и правильно говорить слова. Особо следует уделять внимание правильному произношению звуков и слов именно в возрасте до четырех лет. В этот период легче всего диагностировать развития речи, но зачастую делать это уже поздно. Поэтому внимание развитию речи ребенка следует уделять чуть ли не с самого рождения.

Выявить задержку речевого развития и разработать стратегию коррекции могут только узкие специалисты. Для эффективного лечения для начала нужно выявить причину. Ими могут быть неврологические и психологические проблемы, нарушения слуха и другие.

Проблемы со слухом также могут являться причиной нарушений развития речи. Ее решением должны заниматься специалисты в условиях специальных детсадов.

Психологические проблемы могут быть инициированы недостатком общения и внимания родителей. Неврологическая проблема может заключаться в нарушениях развития мозга. В этом случае способ лечения должен назначить невропатолог после тщательного обследования.

Сейчас есть огромное количество методик лечения нарушений развития речи, но независимо от мнения специалистов (логопедов, психологов, неврологов) важная роль в становлении речи отводится родителям. Общение и игры с малышами – лучшее лекарство и гаранты их гармоничного развития.

share
print