Истории

Фарух Рузиматов: «Многие артисты слышат, но не слушают музыку»

10 июня «Танец в белую ночь» исполнит звезда российского балета Фарух Рузиматов. Артист рассказал корреспонденту «МР», почему опасается экспериментов и как слушает музыку.

На одной сцене с Фарухом Рузиматовым выступят ведущие танцовщики Михайловского театра Виктор Лебедев, Иван Зайцев, Екатерина Бурченко; звезда Мариинского театра Софья Гумерова, Валерий Михайловский, Эрнест Латыпов. В программе много классики, но будут и авангардные, спорные номера. Выступления будут сопровождаться поэзией: зрители услышат голоса Бродского, Ахматовой, - рассказала Ольга Обуховская, режиссер традиционных концертов ко дню рождения Фаруха Рузиматова.

Фарух Рузиматов рассказал, почему опасается экспериментов и как слушает музыку.

— Будете ли вы исполнять новые номера?

— К новому в последнее время я стал относиться с большой опаской. Любые эксперименты нужны, конечно, но порой оборачиваются негативной стороной. Все новое должно быть проверено перед тем, как выносить его на публику. К сожалению, мой последний опыт — два новых номера — были, мягко говоря, неудачны. И осадок после таких историй всегда очень неприятный.

— Публика не приняла или не поняла эти номера?

— Дело не в публике. Ты сам понимаешь: что-то не то. Конечно, впереди будут и эксперименты, но подходить к ним я стараюсь избранно. «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку Дебюсси — это фрагмент из балета Нижинского, который был поставлен мной давно для спектакля. Также я исполню «Павану Мавра» (по сюжету «Отелло», в постановке Хосе Лимона) и два номера Мориса Бежара («Бахти» и «Адажиетто» на музыку Густава Малера). Эта программа исполнялась мной не раз, но в Питере я выступаю всего два раза в год, и поэтому считаю себя вправе показывать ее вновь.

— Вы говорили, что каждый  раз перед выходом на сцену не знаете, каким получится номер...

— Уникальность танца в том, что я никогда не знаю, как будет происходить концерт. С каким настроем. Настроиться заранее невозможно. Бывает, вроде бы, все подготовлено, отрепетировано, ничего не болит, а вместе с тем — что-то не то. Нет той энергии, которая впечатлила бы зал. А бывает кардинально наоборот. Ты уставший, кажется, что ни на что не способен, и — происходит какой-то прорыв. Предугадать это невозможно. Другое дело, что физическая подготовка всегда должна быть железобетонная. А там уже как пойдет.

— Выступая, вы не проигрываете внутри себя свой собственный сюжет?

— Нет. Например, «Адажиетто» Малера — это номер обо всем и ни о чем. Конкретную историю рассказать невозможно. Каждый человек в зале видит свою историю, глядя на меня и слушая музыку. Я же ориентируюсь всегда только на музыку. К сожалению, не все так делают. Многие артисты слышат, но не слушают музыку. А тут  важно и слышать, и слушать, и пытаться дотянуться до музыки путем пластики, хореографии. Когда есть сцепка музыки и пластики, тогда происходит чудо.

— Что для вас современный балет?

— Мне сложно отвечать на этот вопрос. Для меня современным остается то же «Лебединое озеро». Другое дело, что есть экспериментальная хореография: катания по полу, какие-то абстракции… Я плохо воспринимаю бессюжетные отношения. Я понимаю пластику, но, чтобы номер запомнился, впечатлил, — за пластикой должно стоять чувство.

— А что вы думаете о профессионализме современных артистов?

— Есть титаны, как Бежар, Килиан. Они, в большей степени, отталкиваются от классики. Например, Форсайт — более новаторский, но все равно это современная классика. А большую часть экспериментаторов я бы все-таки назвал самодеятельным театром. Дело в том, что те артисты балета, которые получили полноценное образование, умеют танцевать все: и классику, и авангардные номера. А остальные — только что-то свое, и поэтому они — любители.

Концерт пройдет 10 июня во Дворце культуры им. Горького (пл. Стачек, 4). Стоимость билетов - от 500 до 2500 рублей.

share
print