Истории

"В грозную пору". Возвращение к читателю

У каждого в детстве была любимая книжка, зачитанная до дыр, чудесно пахнущая, с потёртым корешком. Кажется, знаешь её наизусть, до последней запятой, но всё равно возвращаешься к ней снова и снова, перелистываешь потрёпанные страницы и не можешь оторваться. А случается, что книга становится "той самой" для нескольких поколений читателей, и само её название — паролем, по которому узнают "своих".

Повесть М. Г. Брагина "В грозную пору" из числа таких книг. В ее переиздании участвовали самые разные люди: художники, историки, участники реконструкторского движения, сотрудники музеев. Всех их объединял интерес к Отечественной войне 1812 года и… любовь к книге Брагина.

Книга "В грозную пору", вышедшая в издателььстве "Лабиринт Пресс"  визуально и тематически продолжает юбилейную "Бородинскую битву. 1812". Последняя стала уникальным синтезом научно-популярного текста и полиграфического искусства, попыткой показать масштабное событие отечественной истории во всех подробностях.

В этой книге тон задает возвращающаяся к читателям из небытия повесть историка Михаила Брагина. Он создал текст, который за несколько десятилетий не потерял своей актуальности и является великолепным образцом исторической литературы для детей.

Популярно говорить об исторических событиях прошлого очень сложно. Тут нужна особая – правдивая – интонация, чувство времени, умение выстроить сложную композицию. Брагинский текст похож на сжатую пружину:  емкий, лаконичный, точный, страстный. Он выстреливает прямиком в сердце. Невозможно остаться равнодушным к его словам.

Брагин рассказывает о событиях, знакомых каждому "из школьной программы", так, словно они еще не стали историей, не превратились в суховатые фразы учебников. Всё происходит здесь и сейчас: еще не решено, оставить ли Смоленск и дать ли сражение у Царева-Займища или на том безымянном поле. Сию минуту, у нас на глазах "ряды за рядами, скачут французские кавалеристы, и им навстречу гремят залпы пехоты"… Читатель прямо с книжной страницы шагает в ту грозную и славную эпоху, оказывается на бивуаке, среди солдат, чистящих амуницию, или в самом сердце сражения, где сверкают на солнце ряды кирасир, слышны гром пушек и ружейные залпы…

И поэтому создателям книги, с головой окунувшимся в 1812 год, ужасно захотелось выяснить, сильно ли давит кираса, долго ли застегивать бесконечные ряды пуговок на гетрах, чем забивать заряд в пушку, что носил в ранце русский солдат, о чем писали друг другу Барклай и Багратион...

Так из исторического небытия возникли настоящие сокровища. Например, карта Бородинского сражения, напечатанная в XIX веке, с клапанами, которыми теперь не удивишь и ребенка, но, представляете, в старом атласе — самые настоящие клапаны…

 Или фотография подлинного наполеоновского ветерана, сделанная в 1858 году (подумать только, этот человек наверняка был в России в 1812-м!), и письмо с "автопортретом" французского солдата, и чертежи воздушного шара, построенного под Москвой для "истребления величайших армий".

В книге множество хитрых клапанов, карманов, объемных конструкций, призванных расширить границы текста, чтобы можно было своими глазами увидеть, как работают "тихой сапой", отличить настоящую русскую ассигнацию от поддельной наполеоновской, пройтись "гусиным шагом", узнать, зачем канонирам нужны "ерши", что такое витишкет и что нужно делать, когда барабан бьёт "Дробь".

Конечно, "В грозную пору" – это книга не на один раз, а издание, к которому хочется возвращаться снова и снова. Кажется, перед нами новое измерение того, что называется "интерактивная книга".

И "В грозную пору", и "Бородинская битва" не развлекают, а увлекают в изучение истории нашего прошлого (действительно славного и героического). Ведь оно совсем рядом,его можно бесконечно разглядывать, перелистывать, сверяться с планами и картами, находить спрятанные на страницах "тайники". Книга в первую очередь адресована детям, но будет интересна всем любителям отечественной истории.

labirint.ru

share
print