Истории

Как помочь ребенку найти себя: инструкция для родителей

Процесс выбора ВУЗа порой становится одинаково мучительным и для школьника, и для родителей.

Начинать серьезно размышлять о будущей профессии лучше всего примерно с 13 лет, и помочь ребенку в трудный период можем мы сами. Стоит лишь внимательнее прислушаться к близкому человеку: он почти взрослый, и в нем уже «сидит» какой-то интерес. Главное - помочь ему вытащить этот интерес наружу и начать превращать его в профессию, в дело жизни.

Многие, к сожалению, идут по легкому пути, выбирая ВУЗ по степени престижности и не глядя глубже оценок в аттестате. Часто востребованность профессии ставят выше интереса самого ребенка, не думая о том, что через 4-6 лет ситуация на рынке труда может измениться, а любовь к делу вряд ли проснется. С другой стороны, сейчас студенты имеют возможность бесплатно «скорректировать» свою специальность, поступив в магистратуру. Но для кардинальной смены профессии магистратура – не вариант. Тут нужно думать о втором высшем образовании, которое часто оказывается эффективным, но всегда – платное. Если бы второе высшее было доступнее, вероятно, оно приобрело бы огромную популярность: ведь около 60% россиян работают не по специальности (среди них много историков, филологов, химиков; у экономистов и программистов ситуация лучше, но все равно по специальности трудятся меньше половины).  

Связь образования с профессиональной деятельностью потеряна – это факт. Разочарование и растерянность – вот что чувствуют многие студенты уже на первых курсах. Неопределенность – зачем я учусь? на кого? куда я пойду работать? - рождает неуверенность в себе и заставляет принимать импульсивные решения. Заранее начать думать о будущей профессии – значит избежать возможных проблем во взрослом возрасте.

«Ничего не интересно»

Распознать интерес

Интересы (неосознанные, зарождающиеся) есть у каждого человека без исключения, и первоначальная задача - выявить его. Часто бывает, к примеру, что у подростка еще не было шанса проявить свои лидерские качества, но (возможно, втайне от самого себя) ему хочется попробовать. Признаться в своем желании себе и другим - первый и важнейший шаг. Именно на интересе, а не на престиже или заработке, делают акцент современные психологи: ведь предполагается, что человек выбирает себе дело на всю жизнь, и только заинтересованный сможет достичь успеха.

Бывает, что ярко выраженный интерес «тормозится» недостаточными способностями. Это нормально: гораздо легче развивать способности, чем пытаться «взрастить» интерес на пустом месте (особенно если речь идет о школьниках). Очень часто такая ситуация встречается у девочек, которые мечтают о творческих, гуманитарных профессиях: интерес есть, а общая эрудиция (которая важна для такой деятельности) оставляет желать лучшего. В таком случае мы советуем: обращайте внимание на все, что происходит вокруг, читайте, смотрите, расширяйте кругозор.

Иногда, чтобы чуть больше узнать о своем ребенке, стоит просто взглянуть новым взглядом на его комнату: что за книжки лежат у кровати, какие постеры на стенах… Психолог Дарья Алекберова рассказывает, что как-то приехала консультировать школьницу к ней домой и увидела на стене у той в комнате оригинальное, со вкусом сделанное панно … из фантиков от конфет. «С боем вешала, - поделилась девочка, - мама говорит, как не стыдно ерунду такую на видном месте держать».

 

«Разве это важно?..»

Оценить навыки и способности

Бывает, что человек успешно проявляет себя как лидер, но не осознает, что в этом его «фишка», возможно, его талант. Одна девочка говорит: «Когда мы идем с друзьями в кино, только я знаю: во сколько начало, кто идет, где встречаемся… А разве это важно?»  Она выступает организатором и делает это инстинктивно, с удовольствием. Надо объяснить, что своими навыками нужно пользоваться - в том числе при выборе профессии.

Случается и по-другому: есть способности, но нет интереса. В таком случае среди множества сфер, где эти способности могут пригодиться, нужно все-таки обязательно найти то, что заинтересует. Хорошо идет математика? Она пригодится и программисту, и архитектору, и кинооператору. Умеешь рисовать? Есть графический, ландшафтный, интерьерный дизайн, костюмерное дело. Любишь химию, но пятерка только по русскому языку? Можно попробовать себя в научной журналистике.

«А вдруг не получится?»

Помочь поверить в себя

Этот важный этап, к сожалению, часто пропускают. Между тем, подростки часто не доверяют себе, сомневаются. На стадии выбора подростку очень важна поддержка родителей, друзей. Иногда достаточно сказать: ты можешь, у тебя это есть, - и человек пойдет по этому пути. Кроме того, стать уверенней в себе, раскрыться, помогут курсы ораторского мастерства или тренинги по самопрезентации - они полезны всем.

«Только не с классом»

Найти место, где проявить свои способности

Обязательно нужно найти возможность проявить себя на практике. Что касается организаторских способностей, самое простое - устроить какое-нибудь мероприятие в школе. Но не всегда отношения в классе складываются подходящим образом. Иногда стоит сменить школу, а, возможно, достаточно будет пойти на курсы по интересам, записаться в какой-нибудь кружок. Это шанс попасть в новую среду, лучше узнать себя, расширить круг общения.

 

«Все врачи равнодушные, а журналисты – продажные»

Окунуться в профессиональную сферу

 При многих институтах есть не только подготовительные курсы для одиннадцатиклассников, но и занятия для средних школьников (например, Малые факультеты).

Полезно хотя бы просто походить по Дням открытых дверей, почувствовать «дух» в том или ином ВУЗе. Замечательно, если есть возможность пообщаться с представителем выбранной профессии, чтобы осознать весь спектр возможных «вариаций». Допустим, журналистом могут называть репортера, литературного критика, редактора, оператора, фотографа… Неформальное общение поможет и разрушить смешные и глупые мифы, которые витают вокруг каждой профессии. Например, некоторые считают, что парфюмер всегда должен ходить с ваткой в носу, чтобы не вдыхать посторонние запахи.

«Получи диплом, а потом делай, что хочешь»

Поддерживать ребенка в его выборе

Иногда перед проблемой выбора оказываются студенты (особенно часто - 2-3 курсов), которые вынуждены признать, что оказались не на своем месте. Сложно отказаться от собственных амбиций и ожиданий, но порой стоит признать, что отказ будет сделан в пользу ребенка. Переход в другой ВУЗ (даже с потерей 1-2 лет) – совсем не трагедия. Годы обучения все равно не потеряны: ведь появились новые знакомые, какие-то знания и опыт. Более того, окончательное решение об уходе часто приходится принимать самому подростку. Человек, который берет на себя ответственность за собственные действия, достоитн уважения: даже если он меняет драгоценное место в «крутом» ВУЗе на учебу в колледже.

Посмотрим правде в глаза: наличие «корочки» сегодня не гарантирует ни высокую зарплату, ни интересную работу. С другой стороны, экспертность ценится в любой области, а не только среди «модных» экономистов и юристов. Кстати, юристом 1 категории можно стать уже через два года после школы, закончив среднее специальное образование. Иногда не стоит  пропускать эту ступень: в ВУЗ при желании можно будет поступить и спустя два года.  Ведь, в конце концов, главное - получить профессию, а не корочку.

Профориентация - это помощь в выборе профессии; консультация, которая включает в себя диагностику интересов и способностей. На пересечении получается перечень профессий, сфер, где человек может быть успешен. Профориентационных центров много, у каждого - свой подход. Кто-то концентрируется только на интересах, кто-то - только на способностях; есть даже какие-то эзотерические методики: якобы по дате рождения скажут, кем тебе быть. Важен комплексный подход, учитывающий и интересы, и способности; индивидуальная, а не групповая работа.

Эксперты:

Психологи-консультанты «Центра профессий» Дарья Алекберова и Алена Пушкина.

 

share
print