Истории

Лев Лурье: мифы о смертях российских императоров

Великие не всегда уходили из жизни так, как об этом написано в учебниках истории. Известный петербургский историк Лев Лурье рассказывает о последних днях жизни императоров Николая I и Александра II.

Первый мог, разыграв кончину от гриппа, отравиться мышьяком, а второго, возможно, «сдали» народовольцам консерваторы двора. Лекция Льва Лурье состоялась в воскресенье, 11 мая, в тайм-кафе Freedom.

Смерть Николая I – трагический спектакль?

Николай Павлович принял Россию в блистательном состоянии. Все, чем восторгаются иностранные туристы, – Дворцовая, Исаакиевская, Конюшенная, Манежная и Сенатская площади - в целом были построены при нем. Если считать в процентах от общего бюджета, расходы на армию при Николае I были самыми высокими за всю историю России. Армия эта была регулярной, солдаты служили по 25 лет. Каждый кавалеристский полк сидел на лошадях своей масти, у каждого пехотного был мундир своего цвета и свой строевой шаг, и когда эта армия выходила на парад, Европа замирала. Россия решает судьбы всех европейских стран: подавляет польское восстание, присоединяет Венгрию к Австрии, в общем, держит руку на пульсе.

Главная проблема заключалась в том, что хотя Петр и вышел к Балтийскому морю, а Екатерина II к Черному, – это не давало выхода к океану. Поэтому говорили, что битва между Россией и Англией – это битва кита и слона, они не могут встретиться. В это время в хаотическом состоянии находилась Турция, она напоминала Россию XVII века – как раз после подавления восстания стрельцов (турецкий аналог – янычары). Пользуясь важным предлогом, что ключи от Православной церкви были переданы католической общине, Россия в 1853 году объявляет Турции войну.

Русский турок всегда бивал, и адмирал Нахимов 30 ноября по новому стилю у мыса Синоп уничтожает весь флот противника. Однако в войну вступают Англия, Франция и только что образованная Италия – оказалось, что мы в войне со всей Европой. 20 сентября 1854 пришлось затопить русский флот, начинается знаменитая осада Севастополя. Когда Николай I сидел на веранде своего коттеджа в Петергофе, он видел нагло крейсирующие английские и французские корабли, которые могли в любой момент атаковать Петербург, и ему становилось исключительно горько. Как сильный человек он мог только играть желваками и никому не жаловаться.

Смерть Николая I имела такие же последствия, как в свое время смерть Сталина. Вскоре будут отпущены декабристы, заключен мир с Англией, Францией и Турцией, начнутся великие реформы. Историки же спорят: а чего он умер так красиво? 

Николай I был атлетически сложенный мужчина, занимался гимнастикой с утра, любил пешие походы и называл себя «император-рыцарь». Рост его был 1,85 метра. Из русских императоров выше был только Петр Великий. В начале 1855 года государь простудился. Очевидно, простуда привела к осложнениям. Какое-то время он еще ездил на своей бричке по Петербургу, но потом слег. Кто-то считает, что это было воспаление легких. Лейб-медиком Николая I был Фридрих Мандт – из тех врачей, которые считают, что есть одно чудодейственное средство против всех болезней. Он прописывал некий порошок Мандта, а такие люди, как Николай Иванович Пирогов считали его шарлатаном.

Государю становилось все хуже и хуже, и в феврале 1855 года состоялся невероятной красоты трагический спектакль. Император простился со всеми своими близкими, кроме любовницы, простился с прислугой, исповедался, позвал наследника и произнес замечательную заранее заготовленную фразу: «Сдаю тебе, Саша, команду, к сожалению, не в том порядке, как желал бы». И после этого забылся и во сне умер.

Смерть Николая I имела такие же последствия, как в свое время смерть Сталина. Вскоре будут отпущены декабристы, заключен мир с Англией, Францией и Турцией, начнутся великие реформы. Историки же спорят: а чего он умер так красиво? Возникает идея, что доктор Мандт, который вскоре исчез из России, будучи верным подданным государя, дал ему мышьяк. Это позволило бы с точностью просчитать, когда он впадет в забытье. Николай понимал, что его ждет позор. Поэтому версия о самоубийстве не кажется такой уж нелепой. Обычное возражение, что он был православным, в данном случае не работает: вплоть до Александра III русские императоры были православными лишь формально, для народа. Впрочем, настаивать на вскрытии гроба в Петропавловской крепости довольно нелепо – Николай I сделал все, чтобы мы не сомневались, что он занемог и умер.

Убийство Александра II – полиция не смогла или не захотела?

Обычно у сильного царя бывает слабый сын. Александр Николаевич подтверждает это правило, но у него был сильный и умный брат Константин, который сыграл в истории России примерно такую же роль, как Анатолий Чубайс при Ельцине. Константин жил в Мраморном дворце, поэтому «партия» его сторонников реформ называлось партией Мраморного дворца. В частности, министр внутренних дел Михаил Лорис-Меликов считал, что нужно продолжать реформы и дать России какие-то представительные органы власти.

Наследник престола Александр Александрович жил в Аничковом дворце и выступал против реформ. Соответственно его партия называлась партией Аничкова. В нее входил, например, министр двора Илларион Воронцов-Дашков. В 1881 году он организует подпольную организацию против революционеров, которая называлась «Священная дружина». Она должна была убивать народовольцев без суда и следствия, но успеха в этом не снискала, Салтыков-Щедрин называл ее «обществом взволнованных лоботрясов». «Отцом» всех консерваторов был Константин Победоносцев, которому принадлежит фраза «Россию надо подморозить».

К 1881 году на Александра II было совершено уже шесть покушений. Народовольцы снимают сырную лавку на Малой Садовой улице под видом купцов Кобозевых, днем торгуют, а вечером самые сильные члены организации осуществляют подкоп под улицу. Там должна быть заложена бомба, четыре террориста должны блокировать улицу. Когда император поедет, смыкаются провода, происходит взрыв, император гибнет, или, по крайней мере, карета останавливается, и его забрасывают бомбами.

Для Александра III и партии Аничкова дворца убийство императора пришлось как нельзя кстати. Победоносцев вообще не скрывал, что желает его смерти

Таинственность этой истории заключается в том, что граждане проявили бдительность. Купцы как-то не были похожи на купцов: провинциал Юрий Богданович ходил с окладистой бородой, его «супруга» Анна Якимова окала, но вот только как многие медички она курила. Чтобы купчиха курила – такого не бывает. Напиваются купцы по большим праздникам, а тут каждый вечер приходят какие-то мужчины... Естественно, кто-то «стукнул». Но послана была не полиция, а почему-то санитарная полиция во главе с генералом Мравинским, дедом знаменитого дирижера.

Когда генерал Мравинский вошел в сырную лавку, он тут же обнаружил пятно от земли, которое шло от стены. Богданович отреагировал примерно так: «Ваше благородие, была масленица, гости напились, опрокинули бочонок со сметаной – не можем вывести пятно». Мравинский ушел. На следующий день император был убит разрывным снарядом Игнатия Гриневицкого на набережной Екатерининского канала – по Малой Садовой он все же не поехал.

Вопрос, почему сигналы, которые поступали от бдительных граждан, не были восприняты? К тому времени Александр II уже венчался со своей второй женой Екатериной Долгоруковой и затребовал документы о коронации Екатерины I (свою законную жену Евдокию Лопухину Петр I отправил в монастырь). Это означало, что дети Александра от второго брака могли стать законными наследниками престола. Для Александра III и партии Аничкова дворца убийство императора пришлось как нельзя кстати. Победоносцев вообще не скрывал, что желает его смерти. Если бы Достоевский был жив, он бы тоже, как многие консерваторы, очень радовался. Можно предположить, что с Александром II случилось то же, что в 1911 году случится с Петром Столыпиным: полиция могла предотвратить убийство, но не очень хотела. Или как в Донецке сейчас: полиция есть, но она не знает, на чьей она стороне.

После смерти Александра II Россию «подмораживали» аж до 1905 года.

Вторая часть конспекта лекции Льва Лурье будет посвящена смерти (или убийству? или самоубийству?) Ленина, а также смерти (или убийству?) Сталина.

share
print