Истории

Зачем горожанину иероглифы, мечи и реверансы

«Мой район» нашел самые необычные и нетрадиционные курсы в Петербурге, помогающие постичь себя.

Древние искусства, знания и ремесла все сильнее притягивают внимание современного человека. И вот уже вечера старинных танцев превращаются в международные фестивали, реконструкции сражений – в масштабные исторические праздники. Кто-то изучает древнюю каллиграфию и латынь, кто-то тренирует антраша и реверансы, кто-то изготавливает кольчуги и изучает славянский бой. Неужели прошлое становится интереснее будущего?

Стать прекрасной дамой

«Однажды я присутствовала на мероприятии, где люди из разных городов и студий старинных танцев вместе исполнили что-то вроде Марлезонского балета из наших «Трех мушкетеров», – рассказывает Екатерина Михайлова-Смольнякова, один из руководителей Санкт-Петербургского Клуба старинного танца, руководитель ансамбля старинного танца «Vento del Tempo». – Это меня поразило. Сейчас я изучаю и преподаю танцы середины XV – начала XVII веков. Мне нравится сама эта эпоха – менталитет, история, культура».

Менеджеры, научные работники, специалисты в сфере IT, переводчики, журналисты, маркетологи занимаются от двух до четырех раз в неделю, несколько раз в год посещают балы, готовят и показывают танцевальные спектакли. По словам Екатерины, сквозь призму старинного танца появляется возможность немного понять, какой была «картина мира» в голове у жителя тех веков. К примеру, в эпоху Возрождения одним из самых сильных философских течений был неоплатонизм, большое значение имела символика чисел и концепция, согласно которой действия людей или какие-то события являются отражением событий и действий в идеальном мире (космосе). Это отражено и в танцах.

Считалось, что именно в этом танце кавалер может продемонстрировать все свои маскулинные качества – силу, ловкость, грациозность, изящество, умение танцевать в музыку. Именно этими качествами должен был обладать идеальный кавалер Ренессанса!

И конечно, движения дают почувствовать, как себя ощущали кавалеры и дамы Возрождения, что считали красивым.

«Так, в XV-XVII веках самой красивой частью тела мужчины считались хорошо развитые ноги, – продолжает Екатерина. – Соответственно, ноги выставлялись напоказ, это видно по костюмам. Один из ренессансных танцев – гальярда – состоит в том, что кавалер и дама прыгают на месте или с продвижением под определенную музыку, вынося поочередно ноги вперед, назад, делая антраша, каприоли, повороты, перепрыжки. Считалось, что именно в этом танце кавалер может продемонстрировать все свои маскулинные качества – силу, ловкость, грациозность, изящество, умение танцевать в музыку. Именно этими качествами должен был обладать идеальный кавалер Ренессанса!»

Ясный ум, бодрый дух

На занятиях древней китайской или японской живописью много людей, далеких от рисования. Их рисунки просты, а на лицах – умиротворение.

 «Художник на Востоке больше, чем художник... – говорит Наталия Виноградова, преподаватель китайской и японской живописи, руководитель студии «Сатори». – Для практики характерно особое положение тела, корпуса, рук художника, которое обеспечивает непрерывное течение жизненной энергии («ки», «ци», «праны») в теле и сознании мастера и передачу ее работе.  Если он верен традиции, с уважением и точностью пользуется традиционной техникой, то красивые вещи появляются сами собой, как «цветы на обочине дороги». При этом, может быть более важны внутренние перемены, которые приносят живопись и каллиграфия. В какой-то степени это практика духа и форма динамической медитации».

В результате постоянных занятий живописью в человеке развиваются самодисциплина, терпение, наблюдательность, чувство меры, аккуратность, любовь к природе, способность к тотальному проживанию каждого мига своей жизни. 

Во время занятий, по словам Наталии, изменяется дыхательный и сердечный ритмы, возникает глубокое сосредоточение, которое, как известно, является одной из восьми ступеней йоги. В результате постоянных занятий в человеке развиваются самодисциплина, терпение, наблюдательность, чувство меры, аккуратность, любовь к природе, способность к тотальному проживанию каждого мига своей жизни. Скажем, в работе тушью, как правило, не используется подготовительный рисунок, и ничего нельзя исправить. Это приучает художника все время находиться в моменте «здесь и сейчас».

Не зря в Японии и Китае живопись и особенно каллиграфия являются необходимой частью профессиональной подготовки политиков, чиновников, спортсменов, мастеров боевых искусств, духовенства.

Постигнуть смысл простых вещей

38-летняя Велеслава Крама в прошлом педагог, сейчас ведет исторические мастер-классы для детей и взрослых. «Я умею шить, ткать, прясть, валять шерсть, красить ткань травами, вязать костяной иглой. Могу вылепить из глины посуду, или игрушку-свистульку. Все это помогает представить, как жили наши далекие предки, ощутить дух того времени», – говорит она.

Велеслава занимается в клубе любителей раннего средневековья «Дружина Ульвгард», он существует в Петербурге уже 15 лет. Здесь изучают технику древнего боя, получают звания (отрок, дружинник…), сами изготавливают кольчуги, ножны и другое средневековое обмундирование.

Люди перестали ощущать важность родства. Утрачено бережное отношение к вещам, они ведь так легко нам достаются! Когда готовишь пищу на костре, печешь хлеб, варишь в котлах похлебку, эта еда, добытая трудом и заботой, становится священной.

 «Когда мы отправились в поход на ладье из Новгорода до Питера, я поняла, почему раньше обожествляли стихии. Когда целый день идешь по реке под дождем и ветром, понимаешь, как важно к вечеру найти приют у местных жителей, – вспоминает Велеслава. – Становится понятным, отчего таким священным был закон гостеприимства. Отношения между людьми были прочнее, в роду все были друг за друга, иначе не выжить. Сейчас люди перестали ощущать важность родства. Утрачено бережное отношение к вещам, они ведь так легко нам достаются! Когда готовишь пищу на костре, печешь хлеб, варишь в котлах похлебку, эта еда, добытая трудом и заботой, становится священной».

Проникнуть в смысл слов

Открываются курсы мертвых языков – древнегреческого, латыни, старославянского и даже древнеегипетского. Так слушателю хотят «открыть окно» в мир архитектуры, истории, литературы. «Изучение мертвых языков практически автоматически обозначает получение разностороннего гуманитарного образования, – объясняет Евгения Разумовская, поклонница латыни и древнегреческого. – Это и связь с современными языками, которая помогает изучать новые языки и запоминать слова. Совсем по-другому смотришь на литературу, искусство. Во-вторых, это конечно, возможность изучить литературу в оригинале и ощутить красоту языка, которую, к сожалению, не всегда передают переводы».

Обновить свое «Я»

«Что ищет человек и человечество в древних «манускриптах» и мистериях предков? 

Все просто – ответы на извечные вопросы бытия: кто я, чем отличаюсь от других, что я могу и какова цель моей жизни. Это извечное гамлетовское: «Быть или не быть?» – так преломляется в призме цивилизации, – считает Галина Савченко, психоаналитик, бизнес-консультант. – Современный человек – уже не пассивный наблюдатель и поглотитель «интеллектуальной пищи», это активный участник и строитель собственной жизни, написанной по личному сценарию. Подключаясь к древнему источнику, можно яснее услышать себя, побыть в состоянии созерцания и покоя, и как бы заново открыть в себе индивидуальное и неповторимое – свою обновленную личность и свое новое Я».

share
print