Истории

Как «МР» жаловался в Комтранс на плохой автобус, и что из этого вышло

Корреспондент «Моего района» решил разобраться, почему в городе так плохо ходят автобусы, а также – будет ли какой-то прок от жалоб в профильный комитет.

Бесконечное ожидание

Это был очень удобный автобус – 46-й. Мне нужно было доехать от Европейского университета на Гагаринской до Малой Охты. Из магазина я видела, во сколько отошел предыдущий автобус – в 19:42. До 8 вечера действовал интервал: 16 минут, значит, следующий автобус следовало ждать в 19:58. В 20:35 я не выдержала и уехала на маршрутке, которые, кстати, ходили бесперебойно, несмотря на крупные габариты. Значит, больших пробок на маршруте не было.

Дома я написала жалобу в Комитет по транспорту. Обычным электронным письмом и не на редакционном бланке. Причины для недовольства заключались не только в потерянном часе. Чиновники на все лады твердят, что только популяризация общественного транспорта спасет наш город от пробок – и как будто не замечают, что в нашем городе она невозможна, при такой-то организации.

Выяснилось, что, во-первых, на жалобы будет реагировать не надзорный орган, а как раз та структура, на которую ты строчишь свою кляузу, а, во-вторых, максимум, на что может рассчитывать жалобщик – это доверительная беседа без всяких последствий или хотя бы обещаний.

Год назад на сайте «Балтинфо» написали, что 46-й автобус приходится ждать по часу. Два года назад на него жаловались на WikiRouters. Между тем в городе существует конкуренция за социальные маршруты: теоретически, если одна компания не справляется с объемом перевозок, маршрут могут передать другой.

Почему Комтранс покровительствует явному нарушителю?

Комитет по транспорту на письмо, конечно, не ответил, а передал его виновнику торжества – «Пассажиравтотрансу». Оттуда спустя недели прислали письмо и позвали на беседу. Интересно, много туда ходит правдолюбцев, которым охота тратить рабочий день на выслушивание объяснений, почему ГУП не может справиться со своими обязанностями. А справиться он может только в выходные.

Вот вроде бы все есть. Автобусы на 46-м маршруте все новые, везде кондукторы (чтоб водителя не отвлекать). Нет только одного – свободных дорог. Поэтому считается совершенно естественным, что из 153 положенных рейсов – именно столько поездок должен сделать за сутки 46-й автобус – он делает только 100. И никого за это не карают: ни водителя, ни диспетчера, ни руководство автокомпании.

Невозможный график

Происходит это так. На маршрут выпускают 14 автобусов. Каждый должен совершить по десять и более поездок. Для каждого часа существует свой норматив: сколько автобусов в это время должны находиться на маршруте: Таллиннская улица – Вазаский переулок – Таллиннская улица. Норматив, на мой взгляд, какой-то нетипичный. В 10 утра – 11 машин, в час дня (когда и на работу уже никто не едет) – 12. В 18 часов - самое пиковое время – девять. Благодаря Порталу общественного транспорта Санкт-Петербурга можно самим следить, сколько автобусов находятся в данный момент на линии. Сколько я не смотрела, никак не получалось больше восьми. Если бы они шли ровно, получалось бы – через каждые 4 километра, потому что длина маршрута – 17 км в одну сторону.

«Организатор перевозок» дает заведомо невыполнимое задание и назначает того, кто будет его заведомо неисполнять. А автобусная компания даже не пытается повлиять на ситуацию: убедить, что соблюдать расписание невозможно

Расписание придумывал не ГУП «Пассажиравтотранс», а ГКУ «Организатор перевозок», который словно и не подозревает о существовании в городе заторов. С другой стороны, перевозчики явно считают таковыми пробки в 1 балл. Они говорят, что заторы в городе исчезают в 23 часа 40 минут.

Тут я представила, например, таксиста, который определяет маршрут по «Яндексу», при этом отключив информацию о пробках, и говорит клиентам: довезу, мол, до аэропорта за 12 минут. Стало смешно. Значит, «Организатор перевозок» дает заведомо невыполнимое задание и назначает того, кто будет его заведомо неисполнять. А автобусная компания даже не пытается повлиять на ситуацию: убедить, что соблюдать расписание невозможно. Даже на Лиговском проспекте, где построена выделенная полоса для общественного транспорта, но до и после нее – все равно пробки.

Почему, раз автобус выбился из графика, не делается никаких попыток ликвидировать эту прореху? Самому сесть за руль, например

Итак, из-за пробок автобус идет по маршруту не час, а полтора. Потом возвращается на базу, и водителю надо пообедать-отдохнуть. Диспетчер не имеет права отправить шофера в новый рейс, и автобус ждет на стоянке. В час дня мы сообща посмотрели компьютерную карту: как и предписывали правила, на маршруте одновременно находились 12 автобусов. Правда, пять из них торчали на Таллиннской, на кольце.

- Наверное, обедают, - резюмировал замдиректора «Пассажиравтотранса». – Ну да, автобусы в это время простаивают. Зато Трудовой кодекс не нарушен.

- Но позвольте! Если в больнице у пациентов есть плановые назначения, а персонала не хватает и вообще случился форс-мажор, это ведь не значит, что часть уколов и капельниц можно отменить. Нет, все больные получат свои процедуры, даже если в помощь медсестре придется звать коллегу с другого отделения. Даже врач, в конце концов, может взяться за шприц. Почему же у них это подсудное дело – пропустить укол, а у вас продинамить рейс – в порядке вещей? Почему, раз автобус выбился из графика, не делается никаких попыток ликвидировать эту прореху? Самому сесть за руль, например.

Замначальника пожал плечами. И ничего толком не ответил на три следующих вопроса:

- А если бы вы делали не 70% рейсов, а, скажем, 30%? Были бы какие-нибудь санкции?

- А как вы реагируете, когда число жалоб превышает уже некое допустимое количество?

- А по моей жалобе кто-нибудь понес наказание?

Так визит и закончился.

Выяснилось, что, во-первых, на жалобы будет реагировать не надзорный орган, а как раз та структура, на которую ты строчишь свою кляузу, а, во-вторых, максимум, на что может рассчитывать жалобщик – это доверительная беседа без всяких последствий или хотя бы обещаний.

Кое-что водители делают – шлют в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры свои предложения, где нужно сделать выделенные полосы. Но их за последние пять лет все равно не прибавилось.

В тот день, когда состоялась наша содержательная беседа, на Лиговском проспекте презентовали электронное табло, где транслировалась информация о времени ожидания автобуса и троллейбуса. Можно не сомневаться, что в проблемных местах, где нет выделенных полос, такие табло появятся в последнюю очередь.

share
print